Правовой нигилизм мешает верховенству права
В России спрос на право предъявляет в основном государство, а не общество. Принятие простых и понятных законов прямого действия, расширения суда присяжных и активное использование IT-технологий могли бы повысить интерес граждан к вопросам законотворчества и правоприменения, отметили участники пленарного заседания «Спрос на право: факторы и движущие силы», прошедшего в рамках конференции.
Ежегодно в России принимаются сотни законов, старые реформируются, а новые создаются. Как показывают социологические опросы, законов слишком много, качество многих из них неудовлетворительное. В то же время в вопросах правоприменения прогресса практически не наблюдается.
7 апреля на пленарном заседании, посвященном вопросам развития права, российские и зарубежные эксперты, а также представители ключевых профессиональных ассоциаций обсудили факторы и механизмы, способствующие установлению верховенства права в стране.
Правоприменение вызывает споры
Как отметил, открывая пленарное заседание, научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов, распространено мнение, что в российском обществе спрос на право отсутствует. Люди заняты бытовыми проблемами, до правовой справедливости им нет дела, а в верховенстве права заинтересовано лишь активное меньшинство, потому никаких позитивных сдвигов здесь быть не может. «Но это не так, — отметил Иванов. — С различными формами права непосредственно сталкивается не менее половины работоспособного населения страны». С нормами уголовного права в некоторых регионах знакомы до 50% населения (они имеют судимость). С нормами гражданского права сталкивается также множество людей в ходе семейных, трудовых споров, раздела имущества. «Мы имеем дело со скрытым, но еще не выраженным спросом на право», — констатировал спикер.
Спрос на право состоит из трех компонентов: равенства правоприменения, определенности и справедливого правосудия. Наибольшее количество претензий вызывает избирательность правоприменения, когда судебные решения по аналогичным случаям разнятся. К примеру, один человек получает реальный тюремный срок, другой за такое же преступление остается на свободе.
Когда речь идет о справедливом правосудии, судебная практика выявляет и учитывает все обстоятельства дела и одинаково оценивает схожие случаи.
Государство активно защищается
Отсутствие гражданской инициативы в части защиты своих прав с лихвой компенсируется инициативой государства.
Как выяснил проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Института проблем правоприменения Вадим Волков, больше всего судебных исков поступает от Федеральной налоговой службы (22,8% от всех), Пенсионного фонда (4,6%) и организаций ЖКХ (16,7%). Также высока активность государства в части выявления экономических преступлений. «Мы имеем дело с мобилизацией патронажной системы права», — подчеркнул Волков.
Примечательно, что 99,5% дел заканчиваются обвинительными приговорами. При этом, отметил президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко, судьи себя чувствуют частью правоохранительной системы и не исполняют надлежащим образом свои обязанности.
По мнению участников дискуссии, установить верховенство закона (или хотя бы приблизиться к этому) невозможно без мощной гражданской инициативы. Люди, а не государство должны формировать спрос на право в стране. По словам профессора права и политологии университета Висконсин-Мэдисон Кэтрин Хэндли, правовой нигилизм общества происходит из-за того, что людей не слушают наверху и принимают сложные для понимания и применения законы. «Законы должны быть такими, чтоб их можно было использовать без инструкций и подзаконных актов, легко и просто», — отметила она.
Профессор факультета права НИУ ВШЭ Сергей Пашин обратил внимание на то, что хорошим инструментом по установлению верховенства права в стране является суд присяжных, но сейчас происходит его ликвидация. «Право присяжных расходится с правом судьи, — объяснил он. — В суде присяжных в двадцать раз больше оправдательных приговоров». Присяжные требуют доказательства вины, обращают внимание на бездействие адвокатов, ставят под сомнение справедливость следствия и суда, если подследственного пытают. «Право у присяжных человечное, и их надо увеличивать, а не уничтожать», — пояснил эксперт.
Волков подчеркнул, что ситуация может сдвинуться с мертвой точки при использовании IT-технологий, которые позволят мобилизовать право в обществе. Он привел пример того, как граждане могут решать вместе с ГИБДД проблемы парковок в своем городе. Созданное мобильное приложение Spot помогает зафиксировать нарушение и передать его в ГИБДД, не встречаясь с правоохранительными органами и не тратя много сил и времени. Уже сейчас более 50 тысяч человек активно пользуются этим приложением.
Фото Михаила Дмитриева
Иванов Антон Александрович
Научный руководитель факультета права
Пашин Сергей Анатольевич
Профессор Кафедры судебной власти