• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вы сможете решить глобальную проблему, если позволите и другим странам наращивать потенциал»

В рамках секции «Наука и инновации» на XVI Апрельской конференции Высшей школы экономики прошел семинар координационной группы ОЭСР по проекту «Треугольник знаний»: кооперация в сфере науки, образования и инноваций». Его участники обсудили роль образования, научных исследований и инноваций в обеспечении международной конкурентоспособности стран Европы.

Реализация «треугольника знания»

Треугольник знаний — это объединение трех составляющих «инновации — образование — исследования», осуществляемое в рамках сотрудничества университетов, бизнеса и органов государственной власти. «Речь идет о формировании новой исследовательской модели для анализа взаимодействия между различными акторами в сфере науки и инноваций, включая исследовательские центры, университеты, бизнес, органы власти, и формирования новых подходов к проектированию инструментов в научно-технической и инновационной политике. В этой сфере накоплена огромная эмпирическая база, в разных странах проводится целый комплекс статистических и социологических исследований. И я полагаю, что первым этапом на пути реализации этого проекта станет формирование единой концептуальной методологической базы и обобщение практик, которые известны сегодня», — пояснил первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Как считает Ричард Скотт, аналитик ОЭСР, сегодня в мире наметилась общая тенденция перехода от блокового финансирования научных проектов к конкурентному. Во многих странах растет уровень автономности высшего учебного заведения, возрастает ориентация на рынок, увеличивается доля частного финансирования. Как следствие, госструктуры требуют от университетов все больше подотчетности и прозрачности. В России государственное финансирование НИОКР пока преобладает над частным. Постепенно стираются границы между институтами, происходит смешение образования и исследовательской деятельности, частично общество переходит на online-курсы и получение образования по интернету. Увеличивается уровень международного сотрудничества между университетами, создаются программы по повышению предпринимательской активности внутри вузов, центры превосходства на базе университетов. «Обмен знаниями с местными жителями, с международным сообществом становится значимым элементом в национальных политиках в области образования», — заключил Ричард Скотт.

Ричард Скотт, аналитик ОЭСР

Говоря о финансировании совместных научных проектов, Николас Вонортас, профессор Университета Джорджа Вашингтона (США), посетовал, что люди далеко не всегда осведомлены о том, что происходит в научной сфере. «Когда мы говорим о международном сотрудничестве, которое усиливается благодаря экономической открытости, мы пытаемся в этом контексте дать определение тому, что происходит вокруг нас, но, к сожалению, у нас мало данных, — считает эксперт. — Есть лишь небольшое количество достоверных источников (библиометрия, патентная статистика), но они дают далеко не полную картину. Почему так происходит? Во-первых, жизненный цикл технологий зачастую бывает очень коротким, технологии сменяют друг друга, и мы не успеваем учесть все. Во-вторых, современное производство все больше выстраивается вокруг так называемых глобальных цепочек добавленной стоимости. Их рост в последние два десятилетия не только значительно изменил характер мировой экономики, но и оказал сильное влияние на отдельные страны. Однако масштабы и суть этих эффектов до сих пор недостаточно поняты экспертами. Иными словами, корпорации разбивают свой производственный цикл по разным странам мира. Каждая сторона привносит какое-то свое звено. Большинство средств, которые тратятся на исследования, выделяет частный сектор, что не отражает наша статистика. Статистику мы получаем только от госструктур».

Чем старше исследователь, тем более он склонен к международному сотрудничеству, так как его профессиональный статус, количество публикаций возрастает. Однако все имеет свой предел, и с достижением определенного возраста желание участвовать в международных программах снижается

Вольфганг Полт, директор Института исследований экономики и инноваций в структуре компании Joanneum Research (Австрия), высказал идею, что международные схемы партнерства в первую очередь должны отвечать на глобальные вызовы. Хорошие практики зависят от контекста, от конкретной ситуации, поэтому есть лишь очень небольшой список общих рекомендаций. «Конечно, международное сотрудничество по преодолению глобальных вызовов всегда подразумевает некоторые компромиссы со стороны всех участников, — убежден Вольфганг Полт. — Поэтому нужно уметь находить взаимоприемлемые варианты. Всегда есть выбор между сильным и слабым лидерством, широким и узким кругом участников. Далее необходимо помнить о возросшей доле частного финансирования и находить баланс между частными и государственными интересами, это касается и прав интеллектуальной собственности. Важный аспект — концентрация на развитии науки и конкуренции. Вы сможете решить глобальную проблему только в том случае, когда вы позволите и другим странам наращивать потенциал. И наконец, есть очень серьезное противостояние между сильной и слабой степенью институционализации. Чтобы создать прочный механизм, который может решать глобальные вызовы, важно выбирать более сильную институционализацию. И в конечном итоге создавать международные институты, у которых есть своя собственная повестка и которые могут частично сами преодолевать сложности финансирования и стратегического видения».

О важности международного сотрудничества, в частности создания совместных лабораторий, говорил и Дирк Майснер, заместитель международной лаборатории исследований науки и технологийИнститут статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По мнению профессора, совместные лаборатории находятся где-то на перекрестке частного и государственного сектора, это организации, которые работают над текущей повесткой дня и над генерированием необходимых компетенций, над пирамидой знаний, для того чтобы находить ответы на существующие вызовы для взаимного благополучия и разработки стратегического видения.

Роль человеческого фактора в научно-технической и инновационной кооперации

«Международное сотрудничество не должно ограничиваться какими-либо внутренними повестками. Оно не может находиться в вакууме и напрямую зависит от поощряющих, или наоборот запрещающих политик», — убежден Клаус Шух, руководитель и научный директор Центра социальных инноваций (Австрия). Следующий вопрос, который необходимо задать, какие факторы способствуют участию в межгосударственных двусторонних соглашениях и увеличению мобильности исследователей. Проведенное в Австрии обследование показало, что пол, возраст и самовосприятие ученого имеют решающее значение. Так, чем старше исследователь, тем более он склонен к международному сотрудничеству, так как его профессиональный статус, количество публикаций возрастает. Однако все имеет свой предел, и с достижением определенного возраста желание участвовать в международных программах снижается. Согласно обследованию, мужчины более мобильны, чем женщины. Также большое значение играет научная дисциплина — естественные науки более активно используются в рамках международного сотрудничества, чем, например, социальные, гуманитарные и даже инженерные науки. «В рамках обследования мы также задавались вопросом, можно ли перевести двусторонние проекты во что-то более масштабное, как, например, рамочная программа ЕС «Горизонт 2020». К сожалению, такой трансфер, как правило, проваливается из-за недостаточного финансирования и сложностей, связанных с управлением научным проектом», — отметил Клаус Шух.

В свою очередь ведущий научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Наталья Шматко представила результаты обследования уровня мобильности ученых в разных странах. Обследование показало, что обладатели ученой степени, занятые вне сектора образования и науки, гораздо более мобильны, чем те, которые непосредственно занимаются исследованиями. Такое положение свойственно многим странам, в частности и РФ. В России уровень мобильности ученых достаточно низкий, более мобильны (при общем низком уровне мобильности) обладатели ученой степени, работающие на промышленных предприятиях.

Внутри РФ мобильна лишь четверть от общего числа людей, обладающих ученой степенью. Это, в основном, молодые мужчины, проживающие в центральных городах и прилегающих к ним областях. Мобильность внутри одного сектора намного более выражена, чем между секторами. Например, в секторе государственных организаций, к которым в большой степени относятся научно-исследовательские центры и институты, внутренние переходы составляют 43%, в секторе бизнес-организаций чуть больше 50%, в секторе высшего образования — более 70%. За последние годы главным реципиентом, в пользу которого происходит внутренняя мобильность, стал сектор высшего образования. Сектор госорганизаций и бизнес теряют обладателей ученой степени.

Задачи на ближайшее время — усилить международную кооперацию, вовлекать российские исследовательские группы в серьезные международные проекты, в том числе в рамках активно разрабатываемой концепции национальной технологической инициативы

Сергей Салихов
директор департамента науки и технологий Минобрнауки РФ

Международно-мобильные обладатели ученой степени в основном задействованы в подготовке совместных публикаций, научных проектах. Наиболее включены в международную мобильность физики, математики, представители биологических наук. Наименее — представители технических, социально-гуманитарных и экономических наук. Основные направления мобильности — страны Европы и Америка, Китай, Япония, Сингапур. Международно-мобильные исследователи больше интегрированы в научную активность, имеют больше публикаций и патентов. Так, по результатам обследования, за три года не мобильные в среднем публикуют в зарубежных журналах меньше одной статьи, мобильные — почти пять.

Российская практика

Об изменениях, которые произошли в сфере науки в России, рассказал директор департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Сергей Салихов. Одно из главных событий за прошедший год — вступление в силу федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятие закона расширяет возможности влияния государственных академий наук на национальную систему науки, в первую очередь в части фундаментальных исследований. Также за Российской академией наук были законодательно закреплены функции экспертизы. Разработаны 27 нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию новых функций РАН, 20 из которых уже утверждены.

Вольфганг Полт, директор Института исследований экономики и инноваций в структуре компании Joanneum Research (Австрия)

Предлагаемые Минобрнауки России изменения в законодательство направлены на то, чтобы уйти от сложившейся архаичной структуры финансирования науки. Один из ключевых инструментов решения данной проблемы — переход к обеспечению научной и научно-технической деятельности путём предоставления грантов научным организациям, коллективам и отдельным исследователям на проведение научных исследований, в первую очередь за счёт средств государственных и негосударственных фондов. Созданная система грантового финансирования позволяет эффективно работающим ученым в условиях мобильности сохранять за собой финансирование, которое они получили, например, в Российском научном фонде. Также были разработаны и подписаны все нормативные документы, касающиеся оценки научных организаций, где впервые был применен межведомственный принцип оценки. Иными словами, появилась возможность сравнивать организации, принадлежащие различным ведомствам, но с общим профилем.

Изменения нормативно-правовой базы затронули также вопросы, связанные с регулированием труда научных работников. Были проведены изменения в Трудовом кодексе, где впервые была закреплена система постоянных позиций в науке, предоставлена возможность мобильности, защищены права научных сотрудников при найме на работу.

В прошлом году Минобрнауки России был осуществлен ряд инициатив, направленных на информационное обеспечение российских исследователей. Среди них — организация лицензионного доступа к базам данных международных индексов научного цитирования Web of Science и Scopus; к полнотекстовым базам данных ведущих мировых научных журналов; запуск Программы продвижения российских научных журналов в международное научно-информационное пространство — так называемый «журнальный проект».

В 2014 году Россия в лице Курчатовского института стала третьим по величине партнером Европейского центра синхротронных излучений (ESRF) в Гренобле. Напомним, что синхротрон — это кольцевой ускоритель элементарных частиц наподобие большого адронного коллайдера, только заметно меньше. Также Россия наряду с 12 странами участвует в проекте строительства самого крупного в мире рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL), который будет находиться в Германии. XFEL позволит проследить за сложными биохимическими процессами в клетках и понять механизмы распространения целого ряда заболеваний, например болезни Паркинсона. Также совместно с европейскими партнерами российские ученые начали серьезные исследования в области фотоники, биотехнологий и других областях.

По словам Сергея Салихова, финансирование научных исследований в прошлом году было доведено более чем до 804 миллиардов рублей, при этом рост финансирования из внебюджетных источников составил 13%, что выше роста финансирования науки из федерального бюджета РФ. «Задачи на ближайшее время — усилить международную кооперацию, вовлекать российские исследовательские группы в серьезные международные проекты, в том числе в рамках активно разрабатываемой концепции национальной технологической инициативы», — заключил Сергей Салихов.

Завершая семинар, Николас Вонортас (Университет Джорджа Вашгингтона, США), призвал всех собравшихся не забывать о главной миссии любого университета — образовывать людей, а не создавать компании и кооперации. Только посредством успешных выпускников можно построить лучшее общество.

Анастасия Чумак, новостная служба ВШЭ