Интегрированная отчетность должна стать зеркалом для бизнеса
6 апреля в рамках XXIII Ясинской конференции ВШЭ прошел круглый стол «Будущее нефинансовой отчетности: от бизнеса к университетам». Его участники рассказали, зачем компаниям нужна интегрированная отчетность и какой она должна быть, что определяют стандарты раскрытия информации по устойчивому развитию и какие профессии появятся, если публиковать интегрированную отчетность станет общепринятой практикой.
Руководитель Школы финансов ВШЭ Ирина Ивашковская поприветствовала участников и объяснила, в чем видит пользу сотрудничества бизнеса, консалтинга и университета: «Нам, Школе финансов, необходимо собирать российские кейсы, конкретные практики, которые складываются в нашей стране, и наблюдать, как они будут трансформироваться под давлением новых условий и обстоятельств. Поэтому мы хотим выстроить отношения с экспертами из бизнеса, из разных структур, из консалтинга для того, чтобы эти ситуации накапливать, на них учить молодое поколение».
Особую значимость интегрированных отчетов для университетов отметил Иван Тополя (руководитель Комитета по интегрированной отчетности в России). Он рассказал, что основная задача таких отчетов – показать, как «стратегия организации, методы управления, результаты и перспективы в контексте внешней среды приводят к созданию стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе». В интегрированной отчетности находят отражение множество факторов, способных повлиять на положение компании в будущем.Помимо традиционных финансовых показателей в интегрированную отчетность входят сведения, объединенные термином ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление): насколько сильно деятельность компании влияет на окружающую среду и что делается для минимизации негативного воздействия, осознает ли компания свой вклад в глобальное потепление, как выстраивает отношения с сотрудниками и сообществом, принимает ли руководство компании взвешенные, ответственные решения, готово ли оно предоставлять всю информацию стейкхолдерам и многое другое.
За последние несколько лет спрос на раскрытие нефинансовой информации резко вырос, отмечает Елена Феоктистова (управляющий директор Управления корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства, РСПП). Если раньше выпускать интегрированную отчетность было желательно, но не обязательно, то теперь она становится неотъемлемым элементом ответственной деловой практики. Кроме того, повышаются требования к качеству и надежности информации, доступности ее изложения. Все это делает необходимым подготовку специалистов: архитектор интегрированной отчетности и эксперт по работе с ESG-показателями вошли в Атлас профессий будущего, составленный Сбером совместно с ВШЭ.
Вице-президент Ассоциации банков России Яна Епифанова также остановилась на значении раскрываемых данных: «Роль нефинансовой отчетности переоценить сложно. Она, по сути, отправная точка и зеркало тех преобразований, которые происходят в компании. На мой взгляд, решение компании о составлении нефинансовой отчетности – это первый серьезный шаг на пути той многоступенчатой трансформации, которую компании необходимо пройти для того, чтобы наполнить свою деятельность новым общечеловеческим и экономическим смыслом». Она согласилась, что очень важно наладить подготовку специалистов, ориентирующихся в ESG-повестке и обладающих интегрированным мышлением.
Сразу несколько экспертов подчеркнули, что интегрированную отчетность нужно собирать и публиковать не только ради улучшения имиджа компании или привлечения инвесторов, но и для повышения эффективности управления. Она позволяет переосмыслить и структурировать данные о работе компании, отслеживать нефинансовые риски и принимать меры по их снижению, вовремя замечать сложности, которые в будущем могут оказаться значительными. Но для этого отчетность должна отражать действительное положение дел, служить «прямым», неискажающим зеркалом, давать достоверные и сопоставимые данные. На этом особенно заострила внимание Елена Феоктистова.
Вместе с тем отчетность должна учитывать интересы стейкхолдеров, и при ее подготовке нужно держать в уме запрос этой конкретной целевой группы. Ярослава Врубель (руководитель по устойчивому развитию, ПАО «ММК») и Сергей Кудряшов (руководитель направления устойчивого развития, ГК «ФосАгро») упомянули опросы, с помощью которых их компании выясняют, какие именно показатели хотели бы видеть в отчетности стейкхолдеры, какая информация поможет им получить полное представление о работе компании.
Мария Калиновская (заместитель директора департамента Operational Risk and Sustainability, KPMG) рассказала о подготовке единого стандарта раскрытия информации в области ESG, которой занимается Совет по международным стандартам отчетности устойчивого развития (ISSB). Стандарты (как существующие, например GRI и SASB, так и разрабатываемые) определяют, какие показатели должны содержаться в отчетах, на что должны быть нацелены эти документы, какими принципами должны руководствоваться составители и как сделать ESG-отчеты сопоставимыми с другими публикациями компании.
Со стороны аудитора, заверяющего нефинансовую отчетность, ситуацию описала Юлия Малинина (менеджер Группы оказания услуг в области устойчивого развития, Deloitte). Она рассказала об изменениях в регулировании, которые влияют на практику составления и заверения нефинансовой отчетности, и перечислила основные ошибки, которые допускают компании и которые значительно усложняют аудит отчетов.
Многие ведущие университеты мира публикуют интегрированную отчетность (57 из топ-150 рейтинга QS), в России эта практика пока мало распространена, отметила Анна Якубова (менеджер практики по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России). «Конечно, мы поддерживаем начинания университетов, которые, как и компании, приходят к тому, чтобы публиковать именно интегрированные отчеты», – добавила она.
Елена Макеева, заместитель руководителя Школы финансов ВШЭ, рассказала, как над интегрированной отчетностью работает Вышка (отчет планируют выпустить к осени). При выборе формата отчетности составители уделили много времени изучению лучших практик: они проанализировали множество документов и нашли то, что хотелось бы перенять, адаптировав под свои задачи. Также составители учитывали интересы основных стейкхолдеров и доступность той или иной информации. Она отметила, что составление интегрированной отчетности, сбор и оформление всей необходимой информации – это большая работа, и в ней университеты могут опираться на опыт компаний, которые имеют опыт создания таких отчетов.
Несколько российских университетов, например РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, уже публикуют ESG-отчетность, однако ВШЭ планирует стать первым университетом, выпускающим интегрированную отчетность, в которой будет показана взаимосвязь финансовых и нефинансовых показателей.