Эксперты НИУ ВШЭ представили доклад о зарубежных практиках долговременного ухода за пожилыми людьми
Исследователи Высшей школы экономики презентовали экспертный доклад «Система долговременного ухода: уроки международного опыта для России» в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Научным редактором доклада выступила заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Доклад подготовлен в рамках работы Научного центра мирового уровня (НЦМУ).
С 2018 года в России в рамках Национального проекта «Демография» реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (СДУ) – важной социальной программы современных стареющих обществ, позволяющей не только повысить качество жизни людей с дефицитами в самообслуживании, но и внести определенный вклад в достижение национальной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни. Однако исключительно короткий срок работы программы и влияние пандемии не позволяют пока сделать обоснованные выводы об эффективности российской СДУ. В такой ситуации для России особенно ценными становятся зарубежные примеры, поэтому целью доклада стало выявление уроков по организации и финансированию системы долговременного ухода из опыта стран, где СДУ существует уже долгое время.
Первый урок, вытекающий из анализа международного опыта в части спроса и расходов на долговременный уход, состоит в том, что создание СДУ – императив в условиях старения населения, который уже перестал быть привилегией богатых стран. Отсутствие или очень ограниченная доступность профессионального постороннего ухода на дому ведет к ухудшению состояния здоровья, качества и продолжительности жизни людей с дефицитами в самообслуживании; негативно влияет на благополучие и здоровье ухаживающих членов семьи. Кроме того, экономия на расходах на СДУ оказывается мнимой, поскольку одновременно растут расходы на здравоохранение и стационарное социальное обслуживание. По данным, приведенным в исследовании, текущие расходы на долговременный уход в среднем по странам ЕС и ОЭСР достигают 1,5%-1,6% ВВП (от 0,3% ВВП на Кипре и в Словакии до 3,7%-4,1% в Нидерландах), однако в целом страны с высокими доходами тратят на СДУ меньше, чем на здравоохранение и пенсионное обеспечение.
Второй урок, следующий из анализа зарубежных подходов к финансированию услуг долговременного ухода, состоит в том, что «дешевые» системы с ограниченным числом участников оказываются неэффективными. Поэтому в условиях сокращения возможностей родственного ухода и старения населения следует действовать проактивно, создавая возможности для расширения охвата СДУ и включения в него средних слоев населения и переходя от минималистской к смешанной системе финансирования СДУ. Этого можно достичь, например, за счет выбора модели социального страхования СДУ. В зарубежном опыте приверженцами такого подхода выступают системы Южной Кореи и Китая. В России в пользу такого решения говорит ее опыт реализации медицинского, пенсионного и социального страхования. Предстоящее объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый социальный фонд России также может стать катализатором внедрения модели социального страхования в СДУ.
Третий урок для России состоит в важности обеспечить баланс между децентрализацией и централизацией ухода, исходя из цели лучшего выявления потребностей людей в постороннем уходе, выбора наилучших способов предоставления услуг и не нарушая равенство прав граждан России на получение качественного ухода. Согласно исследованию, основной аргумент против децентрализации, который привел к появлению примеров централизованных СДУ (в Германии и Японии) – риск возникновения неравенства между жителями отдельных территорий в доступности и качестве предоставляемых услуг. Однако недостаток децентрализованных СДУ может быть устранен утверждением единых стандартов услуг и запуском программ федерального софинансирования региональных программ ухода. Это может быть организовано в форме встречных фондов (matching funds), как в США или Австралии, либо в форме единовременных (блочных) субсидий (block grants), как в Великобритании, Канаде или Швеции. По мнению экспертов, эти предложения очень актуальны для российской СДУ.
Еще один урок международного опыта функционирования СДУ для России состоит в том, что обеспечение качества предоставляемых услуг и защита прав получателей СДУ должны стать одним из центральных приоритетов деятельности государства в этой сфере. И первым шагом на этом пути должно стать создание системы управленческого учета и ее информатизация. Без налаживания системы учета и информационного обмена невозможно точно понимать, что происходит в СДУ, и принимать обоснованные решения.
Важно подчеркнуть, что система долговременного ухода в России пока еще находится в самом начале пути, и ее становление займет не одно десятилетие. В развитых странах, таких, как Великобритания, Нидерланды, Франция, Швеция и другие, системы долговременного ухода формировались на протяжении последних 30-40 лет. А социальное страхование СДУ в Германии насчитывает уже больше четверти века. С одной стороны, длительный временной горизонт функционирования программы затрудняет оценку эффективности принимаемых решений, поскольку результаты от принятия определенных решений в полной мере проявляются с задержкой. С другой стороны, важный урок опыта реализации СДУ в странах-пионерах состоит в том, что система не высекается в камне: напротив, ее правила, используемые инструменты могут и должны меняться в зависимости от меняющегося контекста функционирования системы, возникающих вызовов и оценки результативности ранее принятых решений.
И здесь – еще урок – важная роль принадлежит сбору и анализу данных. Критический анализ не только успехов, но и неудач позволяет вовремя корректировать политику. В российских условиях это означает, например, важность получения комплексной информации о реализации пилотного проекта СДУ – с тем, чтобы иметь возможность скорректировать дизайн программы при ее масштабировании на всю страну.
Доклад подготовлен в рамках работы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-928).
Тексты этого и других докладов, презентованных в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции, доступны на сайте. Программа конференции также представлена на сайте.