• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ради заработка мигранты жертвуют своими правами

Мигранты из стран СНГ охотно трудятся в России в качестве нянь, сиделок и уборщиц: работа по дому оплачивается лучше, чем на предприятиях, и не нужно платить за еду и жилье. К тому же иностранцам проще договориться с одним работодателем, чем с целым коллективом. Ради этих бонусов мигранты готовы работать без юридических гарантий, почти без отдыха и не вспоминать о своих правах, отметила Юлия Флоринская в исследовании, представленном на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.

Мигранты из стран СНГ охотно трудятся в России в качестве нянь, сиделок и уборщиц: работа по дому оплачивается лучше, чем на предприятиях, и не нужно платить за еду и жилье. К тому же иностранцам проще договориться с одним работодателем, чем с целым коллективом. Ради этих бонусов мигранты готовы работать без юридических гарантий, почти без отдыха и не вспоминать о своих правах, отметила Юлия Флоринская в исследовании, представленном на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.

Работники-мигранты из бывших республик СССР активно осваивают в России нишу домашнего труда. Эта сфера в буквальном смысле держится «на честном слове» — устных гарантиях работодателя. Казалось бы, парадокс, но такая ситуация устраивает обе стороны — и рекрутера, и работника.

Почему это выгодно домохозяйствам, понять несложно: иностранные работники стоят дешевле, согласны трудиться почти круглосуточно и при этом не требуют оплаты сверхурочной занятости, да и страховых взносов за иностранцев проще избежать. Вопрос в том, ради чего сами мигранты готовы отказаться от своих прав. Дело здесь не только в деньгах, доказывает заместитель директора Центра миграционных исследований (ЦМИ) Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Юлия Флоринская в докладе «Невидимки на рынке труда: домашние работники — мигранты в России и Казахстане (сравнительный анализ по результатам исследования)». Важным аргументом оказывается и то, что занятость в частном домохозяйстве позволяет иностранцу скрывать нелегальный статус, экономить деньги на жилье и пище, а также избавляет от необходимости контактировать с множеством людей в коллективе.

Статистика красноречива: 68% опрошенных мигрантов — домашних работников не видят надобности в оформлении официального трудового договора с работодателем, отмечает Флоринская. Лишь 18% из тех, у кого нет такого документа, заявили, что хотели бы его иметь. Таким образом, почти единственная гарантия, на которую полагаются мигранты, — порядочность работодателя, говорится в докладе.

Положение домашних работников-иностранцев на рынке труда ЦМИ изучил в 2013 году. Базой исследования стал опрос мигрантов (250 в России и 150 в Казахстане). Целевой группой были женщины (90% от всех опрошенных), не имеющие российского гражданства в России, казахского — в Казахстане. Были проведены интервью с рекрутинговыми агентствами и с работодателями, нанимающими домашних работников.

Случайная работа помогает решить многие проблемы

Свыше двух третей респондентов нашли работу с помощью родственников и друзей. Для сравнения: среди опрошенных, занятых у юридических лиц, таким путем трудоустроились 64% (данные опроса ЦМИ, проведенного в 2010 году). Таким образом, поиск домашней работы в частных домохозяйствах еще менее формализован, чем поиск работы у юридических лиц, отмечает Юлия Флоринская.

Если судить по ответам мигрантов, то в большинстве случаев (62%) работа в качестве няни, сиделки или уборщицы оказалась для них случайной. Лишь 38% респондентов заявили, что хотели найти работу именно у частного лица. В любом случае, аргументы в пользу домашнего труда хорошо известны и достаточно сильны для того, чтобы остановиться именно на нем. Среди них – большее доверие к частному работодателю по сравнению с руководством организаций и фирм, ожидание более высоких зарплат в частном секторе, возможность решить жилищную проблему. Еще один важный мотив – более простая процедура оформления документов (среди популярных ответов встречаются: «Можно нелегально работать», «Налоги платить не надо»).

Вместо контракта — устная договоренность

Большинство — 85% респондентов — не имели письменного договора с работодателем, подчеркивается в докладе. Таким образом, рынок домашнего труда почти полностью держится на устных договоренностях. Для сравнения: среди женщин-мигрантов, занятых у юридических лиц, письменные договоры имели свыше половины респондентов (данные опроса ЦМИ за 2010 год).

Примечательно, что отсутствие письменного договора в большинстве случаев (68%) — сознательный выбор мигранта (таб. 1).

Таблица 1. Если у вас нет письменного договора с вашим работодателем, то почему? % от работников, не имеющих письменного договора.

 ВсегоРоссияКазахстан
Работодатель отказывается заключать договор12,917,85,3
Мне договор не нужен61,567,851,5
Не могу заключить договор, я здесь нелегально16,23,835,6
Другое9,410,67,6
Итого100100100

Источник: доклад Юлии Флоринской

«Даже гипотетическая возможность заключения письменного контракта не очень привлекает домашних работников, — подчеркивает эксперт. — Только 18% из тех, у кого нет письменного договора, заявили, что хотели бы его заключить. При этом 37% сказали твердое “нет”, а 45% — “мне все равно”».

Понятно, что и большинство работодателей не считают нужным заключать контракт с работником. Они не видят в нем возможной защиты в случае трудового конфликта. Впрочем, немаловажны и такие детали: Трудовой кодекс РФ требует регистрации договора в органах местного самоуправления по месту жительства, и работодатель обязан уплачивать все страховые взносы за работника.

Честное слово работодателей – единственная гарантия

Домашние работники крайне редко участвуют в обсуждении содержания договора — как правило, все решает сам работодатель. Вопросы же, которые все-таки обговариваются, немногочисленны, указывает эксперт. Обычно стороны говорят о размере зарплаты, сроках ее выплаты и основных обязанностях работника. Продолжительность рабочего дня и условия труда обсуждают заранее чуть менее половины работников. Вопросы об отпуске, больничном и оплате сверхурочных — лишь 15% работников.

Показательно, что ответы на вопрос о предпочтениях самого работника относительно содержания контракта не показали больших отличий от существующей ситуации. Большинство респондентов обговорили бы зарплату, сроки ее выплаты и обязанности. Больше половины также обратили бы внимание на продолжительность рабочего дня и условия труда. Остальные пункты интересны лишь 20-30% опрошенных.

Столь слабое внимание большинства к вопросам отпуска, больничного, условиям расторжения договора «вызывает удивление», пишет исследователь. Исключением стал лишь вопрос о сверхурочных: он важен почти для половины респондентов, хотя обсуждали его со своими работодателями только 15%. «Видимо, опыт работы показывает, что переработки случаются часто, а оплата за них не поступает», — предполагает эксперт.

Устные договоренности не имеют юридической силы. Так на что же, в таком случае, полагаются иностранные работники? 64% опрошенных заявили, что соблюдение условий договора им гарантирует только «честное слово и порядочность работодателя», а 21% сказали, что у них вообще нет «никаких гарантий».

В оплате труда есть «иерархия» по национальному признаку

Размер почасовой оплаты в Москве в среднем составляет 180 рублей. Работники, которые получают зарплату за месяц, в среднем зарабатывают 27250 рублей.Существует четкая градация в оплате труда домашних работников в зависимости от их гражданства. Так, гражданам России, Белоруссии и Украины платят существенно больше, чем выходцам из Средней Азии. Так, для граждан Украины среднемесячная зарплата составляет 28,7 тысяч рублей, для граждан Узбекистана — около 23 тысяч рублей.

Почти единственные составляющие соцпакета домашних работников — мигрантов — это еда и жилье. О еде говорят 71% опрошенных, а о жилье — 46% респондентов, говорится в докладе.

Работник-иностранец сговорчивее

На выбор работника — местного или иностранного — влияет несколько факторов. С одной стороны, иностранные работники более дешевы. С другой стороны, иногда работодатель предпочитает соотечественника, поскольку его легче проверить на предмет «темных пятен» в биографии, чем иностранца.

Кроме того, есть позиции, на которые работодатели в принципе не готовы брать мигрантов (чаще это касается гувернанток к взрослым детям, с которыми надо вместе делать уроки). Тут играют роль проблемы с языком, иной менталитет и культурные традиции, поясняет Флоринская.

Впрочем, в других обстоятельствах работодатель, напротив, ценит иной менталитет иностранцев, говорится в докладе. Так, работники-мигранты менее требовательны в быту и спокойнее относятся к сверхурочной работе.

Почти безвозмездные переработки

Рабочий день у домашнего работника обычно ненормированный и длится около 10 часов. Но те, кто живет у работодателя, работают еще больше — 12,2 часа в день. 8% тех, кто проживает у работодателя, заявили, что работают круглосуточно, вообще без выходных. Еще 12% работают все время, кроме выходного, а 34% — все время, кроме ночей.

Эксперт приводит подробности статистики по свехурочной работе: 31% выполняет домашнюю работу, помимо той, что была оговорена при найме. Здесь подразумевается и работа в выходные, и дополнительные дела, не связанные с основной занятостью: ремонтные работы, помощь родственникам работодателя и пр. Ясно, что чаще такие работы приходится выполнять тем, кто живет у работодателя, — они вообще более зависимы от воли главы домохозяйства, подчеркивает Юлия Флоринская.

При этом лишь 16% всех опрошенных ответили, что работодатель оплачивает им сверхурочный труд.

Мигранты расширили доступ к домашним «услугам»

Условия жизни работников-иностранцев отчасти демонстрируют уровень доверия к ним работодателей. В Москве 85% проживающих у работодателя имеют ключ от дома. 43% говорят о пользовании интернетом, а это общение с родными по скайпу, электронная почта и пр. (таб. 2).

Таблица 2. Условия проживания у работодателя, % отметивших каждую позицию среди всех проживающих респондентов

 ВсегоРоссияКазахстан
У меня есть ключ от дома/квартиры, я прихожу и ухожу свободно658539
У меня есть возможность пользоваться выходом в интернет 374328
Я могу пользоваться кухней в любое время для приготовления еды себе858586
У меня есть своя отдельная комната575856
Я живу в одной комнате с тем, за кем ухаживаю191820
Я живу в общем помещении, с другими людьми242424

Источник: доклад Юлии Флоринской

Конкуренцию между россиянами и иностранцами на рынке домашнего труда эксперт оценивает двояко. «С одной стороны, мигранты снижают уровень зарплат в этой сфере и в результате занимают места, которые могли бы занять местные жители, – отмечает Юлия Флоринская. – С другой стороны, только благодаря этой конкуренции существенно расширился круг людей, получивших доступ к таким услугам, и у них появилась возможность выбора подходящего именно им домашнего работника».

Материал подготовлен экспертным сайтом «Открытая экономика» — OPEC.ru

Ольга Соболевская