• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвесторы любят хорошие дороги

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) могут стать эффективным стимулятором экономического роста, но воспользоваться этим инструментом получается не у всех. Факторы, влияющие на выбор инвесторов, проанализировали Татьяна Ратникова и Анна Гладышева. Доклад «Наблюдаемые и ненаблюдаемые детерминанты притока прямых иностранных инвестиций в предприятия пищевой промышленности России» был представлено на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) могут стать эффективным стимулятором экономического роста, но воспользоваться этим инструментом получается не у всех. Факторы, влияющие на выбор инвесторов, проанализировали Татьяна Ратникова и Анна Гладышева. Доклад «Наблюдаемые и ненаблюдаемые детерминанты притока прямых иностранных инвестиций в предприятия пищевой промышленности России» был представлено на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.

Старший научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Татьяна Ратникова и стажер-исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Анна Гладышева стремились проверить две основные гипотезы о факторах, влияющих на решения иностранных инвесторов вложить свои средства в экономику РФ.

Первая гипотеза связана с ролью рыночного потенциала или уровня экономического развития того региона, где находится предприятие.

Вторая гипотеза касалась так называемого «фактора агломерации», т.е. активности иностранных инвесторов в данном, а также в соседних регионах в предыдущие периоды.

Преимущества «пищёвки»

Цели инвесторов могут серьезно отличаться в зависимости от отраслей инвестирования, подчеркнули Татьяна Ратникова и Анна Гладышева. Разные цели предполагают и разные механизмы принятия решений, которые трудно описать единой моделью. Чтобы избежать неоднородности, в исследовании было решено рассмотреть одну конкретную отрасль — пищевую. В отличие от других, она, как правило, не привязана к источникам природных ресурсов, а транспортировка сырья или полуфабрикатов для производства пищевых продуктов значительно легче, чем транспортировка нефти, угля или руды.

Еще одна особенность пищевой отрасли  однородность ожиданий и целей инвестирования, а также однородность режимов функционирования предприятий. Кроме того, здесь, по мнению ученых, не так ярко выражена инновационная активность, как во многих других отраслях, и не создаются крупные исследовательские проекты.

Ключевым фактором является наличие платежеспособного спроса, трудовых ресурсов и благоприятной ситуации на рынке. Инвесторы нацелены на методичное развитие технологического процесса и системы организации компании, а не на быстрое получение больших прибылей, что гарантирует стабильность развития отрасли. Наконец, данная отрасль представлена большим числом компаний, среди которых немало фирм, с участием иностранного капитала в размере от 10% и выше.

Важное преимущество использования пищевой отрасли в качестве объекта исследования  это доступность статистической информации. База данных по российским предприятиям RUSLANA (она использовалась при написании работы) содержит сведения о десятке тысяч компаний, занятых производством продуктов питания. В исследовании анализируется выборка из более чем 5,5 тысяч предприятий различных подотраслей пищевой промышленности из 82 регионов России.

Центр отнимает инвесторов

Проведенный анализ позволил определить, какие проявления внешней среды, как фиксируемые региональной статистикой, так и не фиксируемые, но моделируемые математическими методами, стимулируют иностранных инвесторов вкладывать средства в предприятия пищевой отрасли.

Основные выводы авторов таковы:

  • для двух третей регионов РФ отмечено положительное влияние фактора агломерации и рыночного потенциала региона на вероятность привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • удалось обнаружить ряд регионов в которых эффект агломерации отсутствует, а для предприятий Калининградской области эффект фактора агломерации вообще оказался отрицательным;
  • этому есть объяснение: благоприятная инвестиционная среда соседних территорий, с одной стороны, способствует привлечению иностранного капитала в данный регион, но с другой стороны, создает угрозу ухода инвестора к регионам-конкурентам;
  • самым серьезным конкурентом является Центр  Москва и Московская область. После исключения их из выборки, число регионов, в которых наблюдался положительный эффект фактора агломерации, возросло. При этом в Калининградской области эффект агломерации перестал быть отрицательным;
  • при исключении из выборки Москвы и Подмосковья, влияние фактора агломерации на вероятность ПИИ нивелировалась. То есть можно предположить, что перемещение инвесторов между регионами осуществляется не прямо, а опосредованно через Центр;
  • обнаружена очень высокая чувствительность инвесторов к развитости транспортной инфраструктуры.

Поскольку по развитию транспортной инфраструктуры регионы не в состоянии соперничать с Центром, то и региональные предприятия пищевой промышленности имеют весьма ограниченные возможности конкурировать со столичными компаниями за прямые иностранные инвестиции. Авторы исследования даже предположили, что исчезновение эффекта агломерации при исключении из выборки Москвы и Московской области, отчасти объясняется особенностями транспортной инфраструктуры России.

Регионы лучше связаны транспортными сетями с Центром, чем между собой. Из этого исследователи делают вывод, что успех реализации транспортной программы  это залог повышения привлекательности пищевой отрасли для иностранного инвестора.

Материал подготовлен экспертным сайтом «Открытая экономика» — OPEC.ru

Влад Гринкевич