• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Требования к учителям высоки, но соответствуют им немногие

2 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждалась проблема обновления педагогических кадров. В работе круглого стола приняли участие ректоры двух ведущих московских педвузов Алексей Семенов и Игорь Реморенко.

2 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждалась проблема обновления педагогических кадров. В работе круглого стола приняли участие ректоры двух ведущих московских педвузов Алексей Семенов и Игорь Реморенко.

На круглом столе обсуждались проблемы российского педагогического образования и пути их решения. Требования к учителю известны — он должен быть культурным человеком, хорошо знать свой предмет, уметь передать знания детям, разбираться в вопросах психологии. Вопрос только в том, как такого учителя подготовить и что нужно сделать для того, чтобы он остался работать в школе.

Педагогическое образование в последние месяцы стало одним из фокусов государственной образовательной политики. Сначала была разработана Концепция поддержки развития педагогического образования, затем было решено сделать ее частью более масштабного документа — Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников. Сейчас эта программа дорабатывается и в ближайшее время должна получить официальный статус. Она состоит из четырех разделов: реализация профессионального стандарта работы педагога; развитие педагогического образования; внедрение эффективного контракта; повышение престижа профессии учителя.

Одна из проблем, — и об этом говорил ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Семенов, — заключается в том, что в педвузах дают фундаментальные знания, а практическим навыкам уделяют меньше внимания. И не самый лучший абитуриент, сдав ЕГЭ на 65-70 баллов и решив стать учителем, например, математики, за время обучения в педвузе теряет даже те навыки решения задач, которые у него были в школе. Получается, что детей он должен научить тому, что плохо умеет делать сам. Выход из этой ситуации, по мнению Алексея Семенова, заключается в изменении содержания педагогического образования. Будущий учитель физики должен за время обучения в вузе выполнить все лабораторные работы, которые он, придя на работу в школу, предложит своим ученикам в 11 классе.

По мнению ректора Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игоря Реморенко, учитель должен обладать такой компетенцией, как умение понять суть любого сложного текста и пересказать его неподготовленному человеку простыми словами. Хорошо известно, что далеко не все выпускники педвузов идут работать в школу — эти компетенции востребованы и другими работодателями. В последнее время, по данным Игоря Реморенко, количество выпускников педвузов в московских школах сокращается. Сейчас шесть процентов московских учителей не имеют педагогического образования. Однако среди тех, у кого педагогический стаж меньше пяти лет, педагогического образования не имеют уже 11 процентов.

Директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин считает, что необходима диверсификация программ педагогического образования. Во-первых, нужны магистерские программы для тех, кто хочет стать учителем, но в бакалавриате учился по другим направлениям. Во-вторых, программы должны давать педагогам не только предметную специализацию, но и навыки работы с разными категориями учеников — с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, для которых русский не является родным, и другими. Этим специфическим навыкам невозможно обучить всех, поэтому программы педагогического образования не могут быть универсальными.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ