Образовательная миграция чревата многими проблемами
2 апреля в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» прошла сессия, посвященная образовательной миграции. Обсуждался широкий спектр проблем — от «утечки мозгов» до адаптации школьников и студентов на новом месте учебы.
2 апреля в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» прошла сессия, посвященная образовательной миграции. Обсуждался широкий спектр проблем — от «утечки мозгов» до адаптации школьников и студентов на новом месте учебы.
Адаптация ученика-мигранта в школе зависит от учителя
В докладе исследователя Лю Фань из Университета Гонконга было показано, от чего зависит успешная адаптация школьников в Китае. В этой стране сейчас распространена образовательная миграция — люди из бедных регионов запада страны едут в более благополучные регионы востока и центра. Как правило, эти семьи имеют низкий социальный и образовательный статус — у них низкие доходы, они едва владеют навыками счета и письма. Дети из таких семей попадают в школы, где дают образование более высокого уровня. Они часто не могут адаптироваться, слабо успевают по всем предметам, не имеют друзей.
Лю Фань провела анализ факторов, от которых зависит более или менее успешная адаптация. В числе этих факторов материальное положение семьи, отношение семьи к образованию, отношения ребенка с учителями и со сверстниками. Оказалось, что ключевой фактор лучшей адаптации в целом — отношения ребенка-мигранта с учителями. Там, где учителя помогают детям, они с удовольствием ходят в школу, общаются со сверстниками и нормально чувствуют себя на новом месте. Некоторое влияние на успеваемость оказывает отношение родителей к учебе ребенка. Как ни странно, материальное благосостояние никак не влияет на общее социальное самочувствие ребенка. Доклад Лю Фань заинтересовал участников тем, что дети из семей бедных и малообразованных мигрантов — проблема не только Китая. Оригинальные выводы о роли учителей в адаптации таких детей позволяют иначе взглянуть на многие российские проблемы.
Выпускники американских вузов не хотят возвращаться на родину
Выступление доцента кафедры институциональной экономики ВШЭ Тимура Натхова было посвящено такой актуальной проблеме, как возвращение молодых специалистов, отучившихся за рубежом, на родину.
Тимур Натхов и его коллеги проанализировали профессиональную судьбу выпускников инженерных PhD-программ американских университетов. 60 процентов студентов таких программ в США — иностранцы, причем 20 лет назад их было лишь 25 процентов. Основные «поставщики» студентов в США — Китай и Индия, но есть и другие страны, в том числе Россия. Оказалось, что абсолютное большинство иностранных студентов не возвращается на родину, а остается в США. «Чемпионы» по количеству «невозвращенцев» — Россия, Румыния и еще ряд постсоциалистических стран. Возвращаются домой чаще всего уроженцы Тайланда и Объединенных арабских эмиратов.
Что влияет на возможность студента вернуться на родину? Оказывается, ВВП на душу населения или госрасходы на развитие науки тут не при чем. Влияют факторы, связанные с развитием институтов, — эффективность государственного управления, верховенство закона. Стоит отметить, что, оценивая уровень развития институтов, исследователи опирались на различные международные сводные индексы.
Лучшие выпускники нижегородских школ стремятся в Москву и Санкт-Петербург
Научный руководитель Нижегородского университетского округа ВШЭ Наталья Серова и доцент факультета менеджмента Нижегородского кампуса ВШЭ Анна Бляхман проанализировали, какие факторы могут стимулировать успешного школьника из Нижнего Новгорода поступить в вуз дома, а не ехать в Москву или Санкт-Петербург. Для этого они провели опросы студентов Нижегородского кампуса ВШЭ и учеников старших классов школ, с которыми кампус работает (лицеи математического направления, гуманитарные гимназии и общеобразовательные школы).
Картина оказалась неутешительной. Среди победителей и призеров олимпиад больше всего тех, кто планирует учиться в Москве и Санкт-Петербурге. Причем чем лучше ребенок учится в школе и чем выше уровень школы, тем скорее он уедет. Около 25 процентов победителей олимпиад среди выпускников математических лицеев планируют учиться в столичных вузах. Среди выпускников гимназий — победителей олимпиад эта доля ниже, но и тут уехать хотели бы лучшие учащиеся. Таким образом, получается, что в любом случае лучшие выпускники школ уезжают в Москву и Санкт-Петербург.
Иностранные студенты в России боятся ксенофобии
Другую тему исследовала профессор факультета гуманитарных наук Нижегородского кампуса ВШЭ Надежда Радина. Она задалась вопросом, как чувствуют себя в России иностранные студенты. Для этого она и ее коллеги провели ряд интервью с иностранными студентами различных вузов — медицинских, инженерных, социально-экономических. Опрашивали студентов-выходцев из стран Азии, Африки, СНГ и Балтии. Исследование продолжалось несколько лет.
Все участники указали одни и те же группы сложностей. Первая — это русский язык. Даже для тех, кто учил русский до приезда в Россию и приехал его совершенствовать, учиться и общаться только на русском затруднительно. Другие распространенные проблемы — климат и непривычная еда. На это указывают даже студенты из стран СНГ. Наконец, большой проблемой является ксенофобия. На ксенофобию со стороны соучеников и просто людей, с которыми необходимо контактировать, указывали многие студенты из стран Азии и Африки. Неприязнь к «чужакам» со стороны российских студентов известна достаточно широко и, как ни парадоксально, вызывает страх даже у выходцев из Белоруссии и с Украины. Пик опасений ксенофобии со стороны иностранцев пришелся на 2007-2008 годы, сейчас ее опасаются несколько меньше, но напряжение по-прежнему большое. Безусловно, этот фактор сильно снижает привлекательность российского образования для иностранцев.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ