Национальный мониторинг качества образования улучшит результаты РФ в международных исследованиях
3 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты международных сравнительных исследований образования и возможности их применения для анализа ситуации в российской школе.
3 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты международных сравнительных исследований образования и возможности их применения для анализа ситуации в российской школе.
Международные сравнительные исследования качества образования PIRLS, TIMSS и PISA в последнее время находятся в фокусе российской образовательной политики. Успехи и неудачи школьников в рамках этих исследований обсуждаются на самом высоком уровне.
На Апрельской конференции эта тема обсуждалась на нескольких заседаниях, в том числе на круглом столе «Ключевые вопросы о российском образовании (на основе результатов международных исследований качества образования)». Эксперты обсудили результаты международных сравнительных исследований качества образования и то, какие дополнительные исследования необходимо провести для их лучшего понимания.
PIRLS, TIMSS и PISA оценивают разные достижения разных групп школьников. PIRLS изучает навыки чтения в младших классах. В рамках TIMSS и PISA исследуются математические, читательские и естественнонаучные компетенции подростков, причем в фокусе внимания TIMSS — знания, полученные в рамках школьной программы, а PISA оценивает умение применять эти знания во внеучебных ситуациях.
Результаты российских школьников в PIRLS и TIMSS выше средних по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), причем по PIRLS наша страна входит в число лидеров, наряду с Гонконгом, Сингапуром и Финляндией. Наши результаты PISA — ниже средних по ОЭСР. Отсюда известный вывод: российская школа дает хорошие предметные знания, но не учит применять их в жизни.
Есть и другие выводы, о которых рассказала на круглом столе заведующая отделом оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева — самый авторитетный российский тестолог, отвечающий за проведение международных сравнительных исследований качества образования в России. Например, анализ результатов TIMSS и PISA показывает, что наши школьники хорошо выполняют задания, связанные с воспроизводством существующего образца, а навыки анализа и обобщения у них развиты существенно хуже. Это неудивительно, ведь именно воспроизведение образца чаще всего требуется в школах на контрольных работах.
Как известно, что проверяешь — тому и будут учить. Если в российских школах будут проверять те навыки, которые требуются для успешного выполнения заданий PISA, рано или поздно Россия займет в этом исследовании лидирующие позиции. По мнению Галины Ковалевой, в нашей стране необходимо создать национальный мониторинг оценки качества образования, сделав акцент на заданиях, связанных с анализом и обобщением, а не воспроизведением образца, с применением знаний во внеучебных ситуациях. Школы станут стремиться повысить результаты своих учеников в таком мониторинге, и это будет стимулировать учителей давать больше заданий подобного типа и тем самым развивать у детей нужные компетенции. Кроме того, такой мониторинг сможет лучше учесть российскую специфику и даст исследователям больше информации к размышлению.
Это необходимо еще и потому, что международные сравнительные исследования, как отметила старший научный сотрудник Международной научной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Юлия Тюменева, не могут служить инструментом для анализа ситуации в российском образовании. На основании PIRLS, TIMSS и PISA невозможно сделать выводы о причинах тех или иных результатов школьников.
Так, TIMSS и PISA, помимо заданий для школьников, предлагают анкету для учителей. Исследователи Международной научной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ сравнили методы работы, о которых говорили учителя школ, где ученики написали TIMSS и PISA очень хорошо, и школ, показавших очень низкие результаты. Никаких различий выявить не удалось, все учителя говорят одно и то же. На этом основании можно лишь сказать, что анкеты, видимо, совершенно не учитывают российской специфики. И для выводов о том, какая работа учителя дает прирост результатов учащихся, нужны дополнительные исследования, причем разработанные в России, с учетом специфики страны.
Есть еще одна проблема. Авторы TIMSS и PISA утверждают, — и все эксперты, включая участников круглого стола, в один голос это повторяют, — что TIMSS проверяет полученные в школе знания и навыки, а PISA — умение их применять. Однако никаких дополнительных исследований, проверяющих, действительно ли это так, никогда нигде не проводилось. Так что относиться к данным международных сравнительных исследований нужно критически. Необходимы дополнительные мониторинговые исследования, которые позволят подтвердить или опровергнуть полученные выводы.
Любые сравнительные исследования можно оценивать и использовать по-разному. Но ни в коем случае нельзя пользоваться ими для наказания школ, показавших невысокие результаты. А такая опасность существует уже сейчас, о ней предупредил научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. В отдельных регионах тот факт, что ученики определенной школы показали результаты PISA ниже средних по России, рассматривается как недоработка учителей и администрации. Фактически мы наступаем на те же грабли, что и при анализе результатов ЕГЭ. Исследования качества образования — и международные, и национальные — должны показывать объективную картину, а значит, школам, показавшим низкие результаты, требуется помощь. Это нужно учитывать при любом обсуждении данных международных сравнительных исследований.
Так что если национальное мониторинговое исследование, о котором говорила Галина Ковалева, в России будет создано (а необходимость в нем назрела, сомнений в этом нет), его результаты точно так же нельзя будет использовать как «повод наказать невиновных и наградить непричастных».
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ