• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Апрельская конференция: ожидание перемен

Весна 2008 года — время, когда один политический цикл уже завершен, а следующий только начинается: мы еще называем президентом России двух человек, давших стране обязательство не нарушать преемственность экономического и политического курса. Открывшаяся в Москве IX Международная конференция Высшей школы экономики, организованная университетом вместе с Всемирным банком и МВФ, имеет, пожалуй, исторический характер. Не только в связи с конституционной сменой главы российского государства, но и потому, что мировая экономика стоит на пороге значительных перемен.

IX Международная научная конференция ГУ-ВШЭ "Модернизация экономики и глобализация"Весна 2008 года — время, когда один политический цикл уже завершен, а следующий только начинается: мы еще называем президентом России двух человек, давших стране обязательство не нарушать преемственность экономического и политического курса. Открывшаяся в Москве IX Международная конференция Высшей школы экономики, организованная университетом вместе с Всемирным банком и МВФ, имеет, пожалуй, исторический характер. Не только в связи с конституционной сменой главы российского государства, но и потому, что мировая экономика стоит на пороге значительных перемен.

Организаторы назвали конференцию "Модернизация экономики и глобализация", подчеркнув тем самым ее особенный статус. В столичную гостиницу "Космос" съехались авторитетные российские и зарубежные ученые, эксперты и, конечно, представители властного истеблишмента. Выступления последних и были восприняты как главная интрига первого дня конференции: от того, что скажут Кудрин, Набиуллина, Фурсенко, может зависеть, какой будет экономическая политика России в ближайшие 4 года. Забегая вперед, заметим, что министры полностью оправдали ожидания: в их докладах были и неожиданные повороты, и внутриправительственная полемика.

Алексей КудринУгроза мирового кризиса и глобальной нестабильности многим экспертам, которые еще год назад были склонны считать ее преувеличением, теперь кажется более чем реальной.

— Когда я слышу панические заявления о скором обрушении доллара, мне хочется напомнить, что в конце 1980-х годов доллар обесценился вдвое, но не перестал быть мировой резервной валютой, никакой катастрофы не произошло, — сразу успокоил собравшихся министр финансов.

Алексей Кудрин заявил, что в связи с падением курса доллара российские золотовалютные резервы не только не обесцениваются, но и прирастают, имея положительную доходность. Объясняется это тем, что даже среди долларовых инструментов далеко не все падают, есть и такие, что демонстрируют существенный рост. Да и номинированы золотовалютные резервы не только в долларе, корзина валют — достаточная страховка от падения американской валюты.

Российская экономика, по мнению Кудрина, как никогда стабильна и защищена.

— Сегодня мы можем сказать, что 8 лет успешной кредитной истории позволяют связать 2000 и 2008 годы, сказать, что политическая стабильность, которая подтвердилась еще раз на выборах-2008, является главным фактором успеха России. Более того, мы сумели заложить фундаментальные основы стабильности российской экономики на ближайшие годы. За два месяца этого года рост составил в январе — 7,8%, в феврале — 8,2%, то есть рост ускоряется, и это происходит на фоне замедления экономического роста ведущих стран.

Алексей КудринНо, как считает министр финансов, есть и факторы нестабильности, например, привязанность экономики к сырьевому экспорту. В начале 2000-х гг. прогноз по цене на нефть составлял 20 долларов за баррель — средняя цена за предыдущие 10 лет. С тех пор превышение цены на нефть позволило России дополнительно получить 475 млрд. долларов. В бюджетную систему поступило 340 млрд. долларов. Но и в таких условиях правительство смогло ежегодно снижать инфляцию благодаря сбережению этих средств.

— Если говорить о варианте, который бы предполагал потратить эти средства, то мы имели бы существенно худшие показатели по экономике — и по инвестициям, и по росту. Наша экономика сегодня несла бы еще больший риск.

Более того, в период кризисов Россия даже получает улучшение своих рейтингов, что подтверждает созданную базу стабильности.

На примере США мы видим, как государство, стимулируя денежное предложение с целью "подогреть" отдельные сектора рынка, создало пузырь, который лопнул (кризис на рынке ипотеки), и величина разрушения такова, что в последние дни ФРС США вынуждена была пойти на беспрецедентные меры, которых не было со времен Великой депрессии, по удержанию финансовой системы страны в пределах разумных рамок.

— Нам нужно сделать вывод, что когда государство начинает вмешиваться в поддержание отдельных отраслей — выдавать кредиты и т.д., может возникнуть очередной пузырь. И если он лопнет, то это влечет банкротства, сокращение рабочих мест, невозврат кредитов и т.д. Я надеюсь, нам удастся преодолевать эти искушения — за счет дешевых денег создавать временный рай, искажать рыночные сигналы и реальную оценку будущих результатов.

Существенным риском Кудрин назвал прирост денежной массы в России.

— Увеличение суммарной денежной массы (агрегат М2) составит в этом году, по оценкам ЦБ и правительства, 40%, очень высокий прирост денег, хотя и чуть ниже, чем в прошлом году. Это существенно, в полтора-два раза выше, чем позволяют ведущие страны, и развитые, и развивающиеся: в Китае, Индии, Бразилии прирост денег в экономику не превышает 18%—20%. Это означает, что у нас снова будут проблемы с монетарной инфляцией, она все равно составит 8,5% — 9,5%.

Кудрин считает, что денежные власти должны переломить эту негативную тенденцию.

Обеспокоен министр и взрывообразным ростом внутреннего спроса, не обеспеченного внутренним предложением. В результате происходит расширение импорта.

Алексей Кудрин и Ярослав КузьминовВсе происходящее в российской экономике Кудрин считает явными признаками "перегрева". В связи с этим он предлагает ужесточить финансовую политику.

— Казахстан в свое время стимулировал развитие рынка жилья, и все банки в той или иной степени были в этом задействованы. Строительство жилья и новых офисных помещений было начато по всей стране. И в момент финансового кризиса все было остановлено, до сих пор стоит все. Поскольку в банках были заложены объекты недвижимости, которые никто не собирается покупать, кредиты оказались необеспеченными. Из 120 объектов как перспективные определены лишь 39. Возможно, Казахстану придется задействовать свои золотовалютные резервы, чтобы спасти банковскую систему. Руководство Казахстана пришло к выводу: нужен сбалансированный рост, примерно на уровне 7%, и стимулировать экономику нужно лишь тогда, когда рост ниже этой цифры.

Не обошел Кудрин вниманием и тему снижения НДС.

— У нас часто говорят, что пока есть существенные ресурсы, можно принимать решения о снижении налогов. А если через три года выяснится, что ресурсов нет, и снижать было нельзя?! Это рассуждение больше всего меня пугает, потому что пока мы не знаем наших реальных перспектив, нельзя принимать такие решения. Правительство поставило задачу: до 1 августа проанализировать вызовы, перед которыми стоит наша экономика. Сможем ли мы их преодолеть в условиях существенного, революционного сокращения НДС? Говорят — давайте заместим это нефтегазовыми доходами, которых много, пока высока цена на нефть. И тут я спрашиваю: а в условиях роста монетарной инфляции мы готовы сразу добавить в экономику 800 млрд., замещая выпадающие доходы бюджета? Что-то у меня большие сомнения.

Эльвира НабиуллинаГлава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина подкрепила свое выступление презентацией, чем немало порадовала фотографов, предоставив им возможность снимать сидящих в президиуме на замечательном светлом экономическом фоне.

— Глобализация сегодня — это более чем актуальная проблема. Она несет как возможности для развития, так и существенные риски, — с такого тезиса начала министр экономики свой доклад. — Глобализация напрямую влияет на то, каковы будут темпы экономического роста в России, и как скоро нам удастся перейти из категории стран с развивающийся экономикой в категорию развитых государств. Именно такую задачу мы перед собой поставили.

Россия сделала выбор в пользу открытости. Традиционно степень открытости определяется через отношение объемов внешней торговли к ВВП. У нас в последние годы этот показатель один из самых высоких среди развивающихся стран. Только в последний год он несколько снизился, но это, по мнению Набиуллиной, свидетельствует не о повышении степени закрытости экономики от внешнего мира, а о том, страна наконец-то развивается за счет роста внутреннего спроса и диверсификации экспорта (хотя и недостаточной). Следует признать, что открытость российской экономики во многом основана на экспорте сырья. Г-жа министр заметила, что сейчас задача заключается не в повышении степени открытости экономики, а в повышении ее качества. Это и обмен знаниями, и торговля инновационными разработками, и многое другое. Адекватным ответом на рост сырьевых цен и продовольствие на мировом рынке должно стать не ужесточение монетарной политики, а увеличение конкурентоспособности внутреннего производства.

— Это не значит, что монетарной составляющей не надо уделять внимание, но надо знать меру. Ужесточение денежной политики может привести к торможению темпов роста экономики в целом, а этого сегодня допускать нельзя. Наша экономика находится в стадии взросления, она крайне чувствительна к жестким монетарным мерам регулирования.

Разумеется, Эльвира Набиуллина не могла обойти вниманием тему инновационного развития экономики, которое должно строится на основе нано— и биотехнологий. Она считает, что страны, которые окажутся сейчас не готовы к новому технологическому прорыву, останутся на обочине мирового развития. У России пока сохраняется возможность стать лидером по ряду технологических направлений.

Для обеспечения конкурентоспособности России с точки зрения кадрового потенциала необходимо создание системы непрерывного образования — только так на современном этапе можно получить достаточное количество высококвалифицированной рабочей силы.

Потенциал роста за счет традиционных отраслей экономики, по мнению Набиуллиной, исчерпан. Дальнейшее развитие может происходить только на основе новых факторов экономического роста. Необходимо наращивать объемы частных, общественных инвестиций — и в человеческий капитал, и в модернизацию системы образования, здравоохранения, в экологию. Как заметила глава МЭРТ, в этом направлении на первоначальном этапе не следует рассчитывать на существенные частные вложения, существенную нагрузку придется взять государству.

Нужно уделять повышенное внимание демографии. 2007 год был последним, когда происходил прирост экономически активного населения. Если ситуацию не исправить, дальнейший экономический рост оказывается под большим вопросом.

Обеспокоен МЭРТ и необходимостью вложений в инфраструктуру, но здесь, по словам Набиуллиной, основные вложения может осуществлять частный бизнес.

Особо г-жа министр подчеркнула необходимость поддержания высоких темпов экономического роста.

— Сейчас главное, чтобы применяемые денежные и бюджетные меры не ограничивали экономический рост. Мы только запустили маховик экономического роста и важно его не охладить, в том числе разговорами о перегреве экономики. Нам необходимо обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность, что без устойчивого экономического роста нереально.

При этих словах министра экономики, министр финансов, сидящий в президиуме, снисходительно улыбнулся.

В завершение своего доклада Эльвира Набиуллина перечислила приоритеты, которые необходимо реализовать в ближайшие 3—4 года:

  • модернизация образования и здравоохранения;
  • развитие пенсионной системы;
  • создание институтов стимулирующих инновации;
  • повышение качества госуправления;
  • развитие рынка жилья;
  • развитие финансовой инфраструктуры;
  • развитие энергоэффективности;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • создание новых центров регионального развития.

Андрей ФурсенкоТретьим по счету выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он сразу предупредил, что после двух столь всеобъемлющих выступлений говорить долго было бы просто неприлично, поэтому предпочел ограничиться лишь некоторыми комментариями к выступлениям своих коллег.

— Обратите внимание, как много сегодня появляется документов, которые носят стратегический характер. Это и концепция долгосрочного развития до 2020 г., которую разрабатывает МЭРТ совместно с коллегами из других министерств. Это готовящееся заседание президиума госсовета по развитию инновационной системы Российской Федерации. Это целый ряд долгосрочных прогнозов, в том числе, долгосрочный прогноз развития России до 2025 г., который готовит наше министерство. Да и бизнес озаботился подготовкой различных прогнозов. Обсуждая финансовые инструменты, мы должны признать, что есть стратегическая потребность общества, экономики, воспользоваться ресурсами, которых сегодня достаточно. Проблема не в отсутствии ресурсов, а в том, что мы не можем их правильно и эффективно использовать.

Министр напомнил о четырех "И", которые назвал избранный президент Медведев, и которые принципиально важны для развития страны на ближайшие 15 лет.

— Это институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Не случайно инвестиции на последнем месте, без первых трех "И" четвертое не работает, эти инвестиции некуда вкладывать, — подчеркнул Андрей Фурсенко свой тезис.

Минобрнауки (как считает министр, благодаря ЕГЭ) сумело получить объективную информацию о том, что 70% выпускников школ не знают элементарной математики. Примерно такое же количество людей безграмотны.

— Сегодня обсуждается вопрос о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Но при этом мы недостаточно говорим о том, что вся система профессиональной подготовки нуждается в коренной модернизации, и без мощного толчка, без каких-то институциональных изменений, которые сделают пересмотр подходов к образованию неотвратимым, никаких изменений произойти не может. Мы должны думать о том, что 80—85% вузов знаний не дают, они дают лишь дипломы, которые далеко не всегда сопровождаются адекватными знаниями.

После российских министров выступили иностранные участники конференции.

Прадип МитраГлавный экономист Всемирного банка Прадип Митра считает, что самой важной задачей России является повышение наукоемкости экспорта, а также эффективности использования прямых иностранных инвестиций, которые как раз и надо использовать для достижения первой цели.

— Технологическое развитие — ключ к снижению бедности, а качество бизнес-среды определяет, насколько активно используются научные результаты. Глобализация же приводит к повышению патентной активности за счет формирования международных научных коллективов.

Профессор Гарвардского университета Дейл Джоргенсон отметил, что если реальный рост в экономике превышает ее потенциал, то речь идет о "перегреве" и разгоне инфляции. Если реальный рост ниже потенциала, происходит обратный процесс. Поэтому грамотная политика состоит в достижении баланса этих показателей. Но это означает, что ограничивающим развитие фактором выступает потенциал роста, который во многом зависит от производительности труда. Следовательно, одна из главных задач российского правительства — рост производительности труда.

Эрик Берглоф, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, обратил внимание на то, что между государственным и частным сектором в российской экономике заметен дисбаланс. Модернизация в частном секторе происходит быстрее, но государственный сектор ее тормозит, что может негативно повлиять на темпы экономического роста.

Выступления иностранных гостей на пленарном заседании были своеобразными анонсами их лекций в последующие дни конференции. 2—3 апреля в здании ГУ-ВШЭ на Мясницкой состоятся заседания научных секций, на которых проблемы модернизации экономики в условиях глобализации будут подробно рассмотрены представителями как российского, так и зарубежного экономического сообщества.

Дмитрий Европин, корреспондент Экспертного канала "Открытая экономика"