• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Национальный проект "Образование": мода на инновации и лидерство

В первой половине дня 2 апреля на секции конференции "Развитие образования" наряду с другими вопросами обсуждались результаты и перспективы реализации приоритетного национального проекта "Образование".

В первой половине дня 2 апреля на секции конференции "Развитие образования" наряду с другими вопросами обсуждались результаты и перспективы реализации приоритетного национального проекта "Образование".

Открывая первую сессию на тему "Образование в России в контексте глобальных вызовов", проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник рассказал, что накануне ему позвонила президент Финансовой академии Алла Грязнова и, подтвердив свое участие в конференции, сказала, что прекрасно помнит, где именно будут проводиться заседания образовательной секции. Это аудитория № 124 — именно там, в рамках апрельской конференции, специалисты по образовательной политике и исследованиям в сфере образования собираются уже пятый год подряд.

Виктор Болотов и Исак ФруминНа этот раз состав участников был весьма представительным. Среди гостей Вышки можно было увидеть Виктора Болотова — вице-президента Российской академии образования, до недавнего времени возглавлявшего Рособрнадзор, Константина Ушакова — профессора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Василия Колесова — декана экономического факультета МГУ. Татьяну Клячко и Леонида Гребнева — в прошлом соответственно ученого секретаря и проректора ГУ-ВШЭ — язык не поворачивается назвать гостями: несмотря на то, что теперь их основные места работы — за пределами нашего университета, в Вышке они остались в качестве совместителей.

Первой докладчицей была Ирина Аржанова из Национального фонда подготовки кадров — оператора "вузовского" раздела приоритетного национального проекта "Образование" (57 вузов, в числе которых была Вышка, получили субсидии на реализацию своих двухлетних инновационных программ).

Как выяснилось из ее доклада, поддержка вузов в рамках нацпроекта развивается вполне в русле общемировых тенденций.

Оказывается, во многих развитых странах создаются новые вузы, не отягощенные традициями и сложившимся менталитетом, и Россия также может предъявить такой вуз — Московскую школу управления "Сколково". В Европе происходит укрупнение университетов за счет объединения уже существующих, и, пожалуйста, у нас благодаря нацпроекту такие университеты появились в Ростове и Красноярске. Во всем мире поддерживают модернизацию лучших университетов, теперь и в России выбрали 57 лучших вузов и "закачали" в них немалые средства. Беда только в том, что у нас на высшее образование выделяется 0,7% ВВП, а в Европе — 1,1% (европейцы этим очень недовольны), в Канаде — 2,5%, в США и Южной Корее — 2,7%.

Все вузы, победившие в конкурсе инновационных программ, сделали акцент на развитии магистратуры. Оборудование они закупали в основном научное, то есть необходимое для того, чтобы стать исследовательскими университетами. Однако переход к "4+2" и прочие новации, осуществленные, в том числе, в рамках нацпроекта, по мнению Ирины Аржановой, не стоит рассматривать как стремление соответствовать европейским канонам. "Болонский процесс и стратегия развития образования в России — это про разное", — заявила докладчица. Ведь проводя реформу образования, Россия решает свои внутренние проблемы. С этой точкой зрения согласился Василий Колесов, выступивший в роли дискуссанта. "Много говорят, что Россию "оболонят", что из преподавателей сделают "болонок". Но это пустые разговоры. В одной из своих статей я привел 15 аргументов в пользу перехода к "4+2", и только один из них имеет отношение к международному сотрудничеству", — считает декан.

Впрочем, как заявила Ирина Аржанова, в России пока нет заявленной стратегии развития высшей школы, поэтому оценить "встроенность" нацпроекта в достижение каких-либо стратегических целей не представляется возможным. Да, вузы стали работать "по наитию" в наиболее инновационных направлениях — нанотехнологии, живые системы, информационно-коммуникационные технологии. Но ни в Федеральной целевой программе развития образования, ни в других документах докладчица не встречала упоминаний о том, что результаты инновационных программ вузов будут где-то использованы.

Главный вопрос теперь в том, что именно предложит государство в качестве новых направлений развития нацпроекта для высшей школы. Ирина Аржанова предложила целый список таких возможностей. Это продолжение господдержки программ развития сильных вузов, поддержка межвузовского взаимодействия, связи с проектами, направленными на использование инновационной инфраструктуры, развитие полученных результатов "в увязке" с программами отраслевого и регионального развития. По данным докладчицы, в министерских документах уже появляются упоминания о межвузовском взаимодействии, создании инновационно-образовательных кластеров, взаимодействии с работодателями — направлений, по которым лидеры российского высшего образования, возможно, получат поддержку в 2009 году.

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭДругой группе лидеров, определившейся в рамках приоритетного национального проекта, был посвящен доклад Татьяны Абанкиной — директора Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ. Это субъекты Федерации, победившие в конкурсах комплексных проектов модернизации образования (КПМО), — 21 регион плюс 3 региона-консультанта в 2007 году и 10 регионов в 2008 году. Впрочем, термин "лидер" применительно к участникам данного направления приоритетного национального проекта "Образование" имеет иной смысл, нежели в случае с вузовским направлением. На конкурсе инновационных программ вузов побеждали те, кто имел хороший задел до начала конкурса, а среди победителей конкурса КПМО оказалось достаточно регионов, весьма слабых с точки зрения развития образования (например, Алтайский край или Ивановская область). Но в этом и заключался смысл конкурса: побеждали те, кто рискнул предложить и смог обосновать наиболее радикальную программу модернизации.

Доклад Татьяны Абанкиной был в меньшей степени сфокусирован на проблемах, чем доклад ее коллеги из НФПК. Очевидно, она ставила задачу, прежде всего, познакомить аудиторию с основными идеями КПМО. Например, она подчеркнула, что в названии направления не зря появилось слово "комплексный" — ведь проекты состоят из нескольких разделов (нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, развитие общественного управления и проч.), каждый из которых имеет смысл только в связи со всеми остальными. Это давняя идея заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калины — одного из идеологов нацпроекта, говорившего о важности комплексного подхода к образовательной реформе еще в 2005 году. Другой тезис — о том, что за выполнение обязательств, которые регион берет на себя в рамках КПМО, несут личную ответственность губернаторы, — любит повторять министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Впрочем, Татьяна Абанкина акцентировала внимание и на тех факторах, о которых часто забывают в ходе обсуждений. Например, что софинансирование КПМО из региональных бюджетов в 1,5—2 раза превышает федеральное финансирование (единственное исключение — Республика Алтай). По мнению докладчицы, регион может занять разные позиции при реализации своего КПМО: лидера, инноватора и разработчика, транслятора или репертуарщика (очевидно, имеется в виду "игра по чужим нотам"). Татьяна Абанкина считает, что лучшие школы в 31 регионе стали открытыми — их учителя проводят открытые уроки, их опыт доступен в Интернете.

Слева - Константин Ушаков, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованияДискуссию по докладу Татьяны Абанкиной вел профессор Константин Ушаков, известный своим умением управлять аудиторией. "Не считаете ли вы, что национальный проект привел к сильной стратификации школ на успешные и неуспешные? — задал он первый провокационный вопрос. — Устраним ли этот разрыв? Не нарушает ли он право доступа к качественному образованию?" "Можно ли считать политику государства обоснованной, если она на свои средства создает неравные условия?" — уточнил Борис Рудник.

"Национальный проект ввел моду на инновации и лидерство, — ответила докладчица. — Стало престижно быть лучшим и что-то предлагать". Она рассказала участникам семинара о недавней поездке в Алтайский край. Это регион-победитель КПМО 2008 года, там очень сложная ситуация — 1,5 тыс. школ всего на 286 тыс. учеников (такая низкая наполняемость школ и классов требует оптимизацию сети). Там всегда было консервативное отношение к реформам "в духе Шукшина". По условиям конкурса, в проекте участвуют не все школы, а участники, как правило, отрабатывают только одно направление. Тем не менее, на конференции работников образования вице-губернатор и начальник регионального управления образования, рассказывая о предстоящих реформах, заявили примерно следующее: "Не думайте, что проект коснется только тех, кто в нем участвует. В окопах не удастся отсидеться никому". Татьяна Абанкина считает, что благодаря нацпроекту государство не позволяет "консервировать" отсталость и сложившееся неравенство.

Возникает вопрос: привел ли нацпроект к улучшению качества образования? Виктор Болотов считает, что отвечать на него бессмысленно — "школа ригидна, а с начала реализации нацпроекта не прошло и трех лет". По его мнению, "соревноваться можно с себе подобными" — для того, чтобы определить, какая школа работает лучше, нужны не только индикаторы, но и кластеры. Сельской школе для успешной работы достаточно мотоплуга, а городской школе понадобится собственная бухгалтерия. Вице-президент РАО считает, что в проектах, подобных КПМО, необходимо финансирование шага развития. Если не руководствоваться этим принципом, есть риск погрязнуть в формальностях.

Среди круга вопросов, обсуждавшихся на секции в первой половине дня, своего рода экзотикой для специалистов по российскому образованию стал доклад Нины Боревской из Института Дальнего Востока РАН, посвященный принципам финансирования высшей школы в Китае. Участников семинара особенно заинтересовала практика выдачи университетам государственных кредитов, которые шли в основном на капстроительство (докладчица продемонстрировала фотографию библиотеки Нанкинского педагогического университета — многоэтажного здания в форме блокнота с ручкой посередине). Многие университеты, правда, не возвращали кредиты, что привело к задержкам зарплат и даже продаже имущества (некоторые вузы продавали свои здания в городах и переезжали в сельскую местность). Другой интересный аспект китайской реформы — открытие в университетах так называемых sub-degree programs, аналогов технического бакалавриата, фактически заменивших техникумы, в которые никто не хотел поступать.

Директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования Москвы Елена Булин-Соколова представила результаты международного сравнительного исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании. Один из вопросов, возникших в ходе дискуссии, сводился к тому, помогут ли новые технологии учителям перейти от привычных "трансляционных" методов обучения к компетентностному подходу. Участники семинара пришли к выводу, что если учитель работает плохо, то ИКТ его не спасет, а если хорошо, то благодаря компьютерным технологиям качество его работы значительно улучшится.

Василий Колесов, декан экономического факультета МГУЗаместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина сделала доклад на тему "О переходе на двухуровневое образование: анализ тенденций подготовки бакалавров и магистров по специальностям". Как только доклад был завершен, Борис Рудник и Василий Колесов стали пенять на его название — ведь всем известно, что по специальностям учат в специалитете (пятилетнее высшее образование), а в бакалавриате и магистратуре — по направлениям. Как выяснилось, бакалавриат и магистратура по специальностям все-таки существовали — в бытность заместителем министра образования такую терминологию ввел Владимир Шадриков, ныне научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ. Потаенный смысл этого термина в том, что пятилетка просто превращается в четырехлетку за счет сокращения некоторых курсов, а суть получаемого образования не меняется. Ирина Абанкина пошутила, что сокращали "2Ф" — физкультуру и философию, жертвуя тем самым здоровьем и полнотой мировоззрения будущих бакалавров.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Виктории Силаевой

Ссылки по теме: