Сто вопросов о здравоохранении
Едва ли найдешь сейчас в России проблему, которая так остро волновала бы ее граждан, как медицинское обслуживание населения. Пожалуй, только очень ленивый не выпускает в ее адрес критических стрел. И, разумеется, дискуссии, суждения, точки зрения… Их было предостаточно и на круглом столе "Модернизация здравоохранения", прошедшем 2 апреля.
Едва ли найдешь сейчас в России проблему, которая так остро волновала бы ее граждан, как медицинское обслуживание населения. Пожалуй, только очень ленивый не выпускает в ее адрес критических стрел. И, разумеется, дискуссии, суждения, точки зрения… Их было предостаточно и на круглом столе "Модернизация здравоохранения", прошедшем 2 апреля.
В центре внимания форума, который вела зам. начальника экспертного управления Администрации Президента РФ Нелли Найговзина, была концепция "Модернизация российского здравоохранения: 2008—2020", подготовленная экспертами Высшей школы экономики В. Шевским, И. Шейманом и С. Шишкиным.
Профессор кафедры государственного управления и экономики общественного сектора ГУ-ВШЭ Сергей Шишкин ознакомил участников круглого стола с основными положениями документа.
— В ГУ-ВШЭ регулярно проводятся семинары по актуальным проблемам экономики и политики здравоохранения с участием представителей Администрации Президента РФ, отраслевых министерств, Счетной палаты, ученых, руководителей органов здравоохранения субъектов РФ, практикующих медиков.
Новый этап аналитической работы по проблемам развития здравоохранения связан с подготовкой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. С февраля 2008 года под эгидой Минздравсоцразвития России началась разработка Концепции развития здравоохранения до 2020 года.
По мнению авторов концепции, задачи модернизации российской экономики будут подталкивать федеральное правительство к росту расходов на здравоохранение при одновременном требовании повышения эффективности работы отрасли. Усиление региональной дифференциации по уровню доходов может породить тенденцию к дифференциации возможностей получения квалифицированной медицинской помощи населением. Экономический рост усилит конкуренцию бизнеса за высококвалифицированную рабочую силу, что с одной стороны вызовет расширение спроса на эффективно функционирующие системы негосударственного медицинского страхования, а с другой — усилит давление бизнеса на государство в плане увеличения объемов финансирования системы здравоохранения. Экономический рост приведет и к росту численности среднего класса, который станет предъявлять растущий спрос на высококачественную медицинскую помощь.
Существующая государственная система здравоохранения, для которой характерны несбалансированность госгарантий медпомощи с их финансовым обеспечением, низкий уровень материально-технического оснащения медучреждений и недостаточная квалификация персонала, а также низкая эффективность действующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС), неспособна адекватно ответить на эти вызовы.
Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо модернизировать систему российского здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Надлежит также, считают авторы концепции, провести институциональные преобразования в системе государственного управления и финансирования здравоохранения, создать условия для эффективного сочетания государственных и частных источников оплаты медицинской помощи.
Развитие здравоохранения должно стать важным элементом политики борьбы с бедностью. Акцент — на первоочередную поддержку лиц с тяжелыми заболеваниями, не обладающими достаточными личными средствами для лечения.
Важнейшей целью государства является улучшение состояние здоровья населения, в первую очередь — снижение детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни. Для этого требуется сохранение стратегии приоритетного развития здравоохранения. К числу наиболее важных задач относятся, в частности, повышение роли профилактики заболеваний, развитие современных медицинских технологий, улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, создание конкурентного рынка медицинских услуг, развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения, усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников, создание условий для частного финансирования здравоохранения.
Под частным финансированием понимается, что средства государства дополняются отчислениями работодателей и личными средствами населения (в виде возможности объединения взносов по обязательному и добровольному медицинскому страхованию). При этом предлагается, в частности, создать условия для эффективной конкуренции на рынках медицинского страхования и медицинских услуг, начать постепенный перевод платных медицинских услуг из бюджетных учреждений в частные медицинские организации.
Представленная концепция вызвала оживленную дискуссию участников круглого стола. Так, ответственный секретарь комиссии Минздравсоцразвития России по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года Гузель Улугбекова, в целом позитивно оценив концепцию, сформулировала 11 уточняющих вопросов к ее авторам. Директор департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы этого министерства Виталий Колбанов обратился с призывом дать четкие разъяснения экономических принципов, заложенных в действующую систему медицинского страхования.
В ряде выступлений был сделан упор на необходимость приоритетного развития первичного звена медицинского обслуживания (терапевт — педиатр — "скорая помощь"). Были высказаны опасения создания чрезмерно затратного механизма финансирования системы здравоохранения. Прозвучала мысль о том, что в представленной концепции, как и прежде, упор сделан на обеспечении интересов производителя медицинских услуг, но не на интересах пациента, в то время как необходимо соблюдение баланса интересов.
Не случайно, по данным ряда опросов общественного мнения, только 35% россиян удовлетворены нынешним состоянием медицинской помощи. Не обошли стороной участники прений и практику оплаты за оказанную медицинскую помощь "черным налом".
Существует ли "ностальгия" по бюджетной модели финансирования здравоохранения, готова ли Россия к модели "чистого медицинского страхования", которая предполагает открытие целевых лицевых счетов, возможности выбора лечащего врача и медицинского учреждения? Каковы будут новые правила государственных гарантий? Сколько вообще стоит здоровье человека? — это лишь незначительная толика вопросов, прозвучавшая "с мест", на которые не все участники круглого стола оказались готовыми дать точный ответ.
Детский доктор мира, как называют журналисты Леонида Рошаля, подчеркнул, что вот уже долгие годы Россия живет без концепции развития здравоохранения. Он сделал ряд замечаний в адрес представленной концепции и высказался за скорейшее принятие концепции на основе документа, разрабатываемого в Минздравосоцразвития РФ. Леонид Рошаль распространил среди участников круглого стола документ с обоснованием увеличения финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, подготовленный в 2008 году комиссией Общественной палаты России по здравоохранению.
Подводя итоги обсуждений, первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон подчеркнул, что представленная концепция отнюдь не является "священной коровой", но, напротив, предлагается в качестве дискуссионной площадкой для выработки решений по такой важнейшей для страны проблеме, как модернизация национальной системы здравоохранения.
Участники круглого стола приняли решение провести в ближайшее время отдельный семинар о роли первичного звена в медицинском обслуживании населения.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова