• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Апрельская конференция стала уникальной площадкой для политиков, ученых, экспертов, бизнесменов

Об итогах IX Международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация" говорят научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Евгений Ясин и Ярослав КузьминовОб итогах IX Международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация" говорят научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Евгений Ясин: "Очень важно показать студентам, что над ними — небо, а не потолок"

Так емко научный руководитель Вышки Евгений Ясин сформулировал одну из главных задач апрельской конференции, отвечая на вопросы корреспондента Полит.ру.

— Программа конференции год от года расширяется и достигла почти космических размеров. В чем главная задача ежегодной конференции ГУ-ВШЭ, на ваш взгляд?

— Что касается масштаба конференции, то я полагаю, что его уже пора ограничивать. Есть два типа научных конференций в мире. Одни — это шоу, где собираются по десять тысяч человек. Мы на пути к этому, но мы этот процесс остановим. Однако есть и другой вариант, когда конференции проводятся в ограниченных масштабах, их организуют таким образом, чтобы это были интересные научные дискуссии и т.д.

Проводя и организуя конференцию, мы пытаемся решать сразу две задачи. Одна из них состоит в том, чтобы дать людям возможность пообщаться другом с другом, конференция — это важная площадка профессионального общения. Помимо пленарных заседаний работа идет по секциям и сессиям, где в более узком кругу собираются профессионалы в той или иной области.

У конференции также есть и воспитательная задача. Если некоторые гости или участники пока недостаточно созрели для докладов и выступлений, они все равно чувствуют, что такое высокий профессионализм. Скажем, 2 апреля представитель Всемирного банка, господин Ричард Ньюфармер (Richard Newfarmer) сделал доклад "Управляя новой волной глобализации" и было видно, что, слушая его, участники конференции, понимают, что такое по-настоящему серьезное дело, что задает некие образцы профессионализма. Почетный профессор психологии Еврейского университета в Иерусалиме, г-н Шалом Шварц (Shalom Schwartz) и почетный профессор Гарвардского университета, г-н Дейл Джоргенсон (Dale Jorgenson) также показали себя высокими профессионалами своего дела.

— В первый день на конференции выступили несколько первых лиц Правительства России. Как вам кажется, они для себя что-то приобретают, участвуя в конференции? Или это, скорее, одностороннее движение?

— Я не знаю, приобретают ли они что-то для себя, я их об этом не спрашивал. Они участвуют в конференции во многом потому, что у нас с ними товарищеские отношения. По крайней мере, поначалу мы с ними делали одно дело и мы прекрасно знаем, что они могут, а они прекрасно знают, что можем мы. Для меня их участие принципиально важно, потому что, во-первых, мы еще не создали себе такую репутацию, чтобы на конференцию приезжали Нобелевские лауреаты, поэтому пока мы академические заслуги заменяем политическими постами и т.д. Пока до другого мы еще не созрели.

А во-вторых, в этом тоже есть некий воспитательный прием. Когда на конференцию приходят первые лица в государстве, студенты видят, что здесь выступают министры и другие топ-фигуры России. Очень важно показать детям, что над ними — небо, а не потолок, что они могут все, нужно только дерзать и принимать на себя соответствующие обязательства.

Ярослав Кузьминов: "У нашего общества появляется время понять и изучить себя"

— Апрельская конференция Высшей школы экономики — это абсолютно уникальный форум, который аккумулирует, соединяет несколько разных форматов. Пожалуй, сегодня это единственная в России, уникальная площадка, на которой собираются одновременно представители различных профессиональных кругов. Это политики, которые определяют экономическую стратегию государства, российские ученые и эксперты, представители международных финансовых организаций, ведущих университетов, бизнесмены.

Подчеркну, что основная идея нашей апрельской конференции — не политическая и не рафинированная академическая. На ней в равной степени представлены наука, государство, отечественное и международное экспертное сообщество, бизнес.

Заметно расширился круг зарубежных участников, что можно считать подтверждением роста привлекательности России и для иностранных экспертов, занимающихся вопросами экономического развития, и для ученых, которым в принципе интересна российская дискуссионная площадка.

Из числа общественно-научных конференций, которые проходят в России, конференция ГУ-ВШЭ, безусловно, самая крупная. В первые годы среди ее участников были только экономисты, потом к нам стали приходить менеджеры, затем и социологи. Сейчас на конференции есть набор секций, которые организуют психологи, политологи, юристы, то есть представлен весь комплекс наук, исследующих современное состояние российской экономики и занимающихся проблемами ее модернизации. Это люди, которые, в первую очередь, изучают хозяйственный механизм, культурные предпосылки экономического поведения. Хотя, я думаю, пройдет еще несколько лет, и будет не только экономическое ядро, но и более широкая социальная оболочка, отражающая то, что наше общество становится богаче и у него появляется время понять и изучить себя.

Первая половина прошедшей конференции была посвящена полемике вокруг ключевых вопросов экономического развития России — той полемике, которую вели между собой главы ведущих экономических ведомств страны, и в этом отношении темы для меня были знакомые. Не думаю, что по тематике для нашей аудитории были сюрпризы. На пленарном заседании многие участники выдвинули интересные соображения по поводу оптимальных темпов экономического роста. Относительно того, что в принципе качество экономического роста гораздо важнее, чем его, грубо говоря, количество и что в ряде случаев надо обращать внимание на такие тенденции, которые могут привести к изменению структуры экономики даже без того, чтобы наращивать валовые показатели. Хотя я бы, конечно, не пренебрегал валовыми показателями…

К IX конференции Высшая школа экономики подготовила доклады по модели развития образования и по модели развития здравоохранения. Мы предложили целый набор мероприятий, который, по нашему мнению, способен ускорить развитие этих секторов, ускорить реформу их нынешнего, не самого лучшего для России, состояния. Ведь и образование, и здравоохранение, как и пенсии и жилье, — ключевые для населения показатели качества жизни в стране. Прилавки-то мы наполнили, а вот эти важнейшие составляющие нормального образа жизни — нет.

Должен сказать, что ни одна страна, которая совершала экономический рывок, не ставила одновременно задачу выстраивания эффективной пенсионной системы. Взять, к примеру, Китай, где до сих пор пенсионная система фактически отсутствует, стариков содержит не государство, а дети и внуки. Нам нужно искать такие экономические ответы, которые не отводили бы огромное количество денег на оплату, в общем, не очень высоких пенсий, — нам следует быстро переходить к механизму накопительной пенсии, к добровольному пенсионному страхованию.

Не только в наших докладах, но и во время многочисленных дискуссий (в общей сложности мы провели 87 круглых столов и сессий) выдвинут целый ряд жизнеспособных и оригинальных идей. Например, об использовании национальных культурных особенностей потребления, культурных особенностей менеджмента, а в этом контексте экономисты пока не очень привыкли говорить. Но такой разговор реально воздействует на экономический выбор, на темпы развития, на принимаемые решения, и игнорировать их нельзя — их надо использовать.

В нашем докладе по образованию мы впервые показали модель, которая будет соответствовать не советской экономике, куда некоторые ностальгически призывают вернуться, а экономике 2020 года, в которой до 30—40% ВВП в России будет создаваться интеллектуальными секторами. Это совершенно другое образование.

Надо кардинальным образом поменять главного игрока образования — им становится дееспособный взрослый человек, который сам платит за свое обучение и сам формирует под себя его программу. То есть радикально меняется главный субъект выбора — не чиновник и не учитель даже, а тот, кто получает образование.

Хороший вуз всегда будет готовить специалиста, который готов выбирать и готов совершенствоваться. К сожалению, доля таких вузов составляет у нас только 15—20%. Дело в том, что лишь 16% преподавателей вузов, согласно нашим исследованиям, ведут научную работу. Этим все сказано. Поэтому в огромном большинстве наших вузов нет поиска нового, там не учат искать, выбирать, принимать самостоятельные решения. Нам нужно восстановить нормальную конкуренцию. Без нее сложно расти и образованию, и экономике, и всему обществу.

По материалам Полит.ру, ИТАР-ТАСС, Пресс-службы ГУ-ВШЭ