Не упустить возможность участия в глобальном разделении труда
На пленарном заседании «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов проанализировал взаимосвязи проблем социальной и инновационной политики с темами, которые обсуждались на первом пленарном заседании «Макроэкономика».
На пленарном заседании «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов проанализировал взаимосвязи проблем социальной и инновационной политики с темами, которые обсуждались на первом пленарном заседании «Макроэкономика».
Ярослав Кузьминов |
По мнению Ярослава Кузьминова, в ближайшие 15 лет предстоят несколько новых технологических революций, которые внесут реальный вклад в изменение экономических отношений. Эти революции можно видеть уже сейчас. Речь идет, в первую очередь, о биоинженерии, информационных технологиях и когнитивных науках. Все они с большой вероятностью приведут к социально-экономическим последствиям уже через 5-10 лет (абсолютных прогнозов тут быть не может), и новые серьезные факторы экономического развития затронут весь мир.
Во-первых, появится возможность эффективного компьютерного перевода, что приведет к ликвидации обособленности национальных языков. Сейчас образовательные и, прежде всего, экономические системы разных стран отделены друг от друга языковыми барьерами, но уже в 10-летней перспективе, как считают многие коллеги, эта проблема наверняка будет снята. Это окажет огромное воздействие на глобализацию рынка труда и рынка вообще, культурной жизни и образования. Появится возможность заимствования инноваций — например, медицинских протоколов, о которых говорила в предыдущем выступлении вице-премьер Ольга Голодец, — работниками не только высшей квалификации, свободно владеющими иностранными языками, но и средней. Это скажется на глобальных рынках гораздо сильнее, чем либерализация торговли и волна рыночных реформ 1990-х — начала 2000-х годов.
Во-вторых, будет формироваться новая структура потребления: произойдет резкий рост интеллектуальных услуг и экономики впечатлений. В странах с высоким уровнем дохода, к которым относится Россия, мы это наблюдаем уже сейчас, в дальнейшем это затронет и Китай, что приведет к значительным последствиям для мировой экономики.
В-третьих, в развитых странах произойдет рост человеческого капитала из-за увеличения продолжительности трудовой жизни минимум на 15-20 лет. Это реальность. Когда мы обсуждаем возможность увеличения пенсионного возраста, то исходим «не из какого-нибудь мальтузианства», а из того факта, что человек и в 70 лет с большой вероятностью может работать полный рабочий день, если, конечно, у него есть рабочее место. Это новая реальность развитых стран, которую необходимо учитывать в экономике и социальной политике.
В-четвертых, рынок труда работников с высоким образовательным и профессиональным уровнем во всем мире станет единым. Сейчас процесс формирования такого рынка сдерживают языковые барьеры, но через 5-10 лет он будет на порядок больше в странах Центральной и Восточной Европы, а через 10 лет — в странах бывшего СССР, так как молодое поколение на рабочем уровне будет владеть иностранным языком, а автоматический перевод станет обычным явлением. Это огромный вызов для стран с меньшим уровнем дохода и вознаграждения работников, и если обычно эту проблему называют утечкой мозгов, то теперь речь пойдет об утечке вообще дееспособных квалифицированных работников.
Последняя тема, о которой много говорили в 1980-е годы, но редко говорят в последнее десятилетие, — так называемый экологический рост, то есть ускоренное развитие тех или иных отраслей как ответ на повышение требований к качеству жизни и среды. Развитые страны вплотную подошли к экологическому росту, и мы должны видеть вызов радикального обновления структуры рынка, индивидуализации производства и потребления (некоторые даже считают, что будет ликвидирована розничная торговля).
Для России в этой ситуации самое опасное — это даже не потеря связи с глобальными финансовыми системами. Мы не должны оказаться вне круга этого технологического обновления. Спектр исследований, которые на сегодня ведутся в нашей стране, для этого недостаточен. Мы должны отстаивать национальные интересы, добиваться расширения нашего рынка, понимать, что наши интересы связаны с будущими рынками, а не только с теми, которые были когда-то и которые мы видим сейчас. Ректор ВШЭ считает, что российское руководство и российское общество не должны упустить возможность участия страны в глобальном разделении труда на следующем витке с учетом вероятных прогнозов относительно того, как будет развиваться мир к 2025 году.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука