Сколько видов капитализма существует?
На пленарном заседании «Институциональное разнообразие в современной экономике» основная дискуссия была посвящена рассмотрению разнообразия типов капитализма в современном мире и роли социального контракта в обществе.
На пленарном заседании «Институциональное разнообразие в современной экономике» основная дискуссия была посвящена рассмотрению разнообразия типов капитализма в современном мире и роли социального контракта в обществе.
В обсуждении принимали участие ведущие мировые экономисты и ученые: профессоры Гарвардского университета Питер Холл (Peter A. Hall) и Ричард Пайпс (Richard Pipes), профессор Свободного Университета Берлина Катарина Блум (Katharina Bluhm) и декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан. Открыл встречу первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон, представившийпрофессора Питера Холла, который в своем докладе «Виды капитализма» рассмотрел теоретические основания для классификации различных типов капитализма.
Доклад Питера Холла был основан на одноименной книге, написанной профессором в соавторстве с Дэвидом Соскисом (David Soskice), а также на двух изданиях, вышедших под редакцией Роберта Ханки (Robert C. Hancké). По мнению ученого, разнообразие капитализма в современном мире определяется различной ролью компаний в национальных экономиках. Таким образом, то, какая экономическая модель установится в стране, напрямую зависит от положения отдельных фирм в треугольнике «государство-бизнес-потребитель».
Основные положения доклада были сформулированы следующим образом. Во-первых, компании занимают центральное место в экономике и тот уровень, которого она может достигнуть, зависит от качества ее отношений с другими акторами в сферах корпоративного управления, передачи технологий и трудового законодательства.
Кроме того, в некоторых странах компании более склонны работать в условиях координируемой рыночной, а не либеральной рыночной экономики, причем эта координация опирается на институциональную инфраструктуру, встроенную в организацию политической экономики.
Соответственно, в зависимости от дифференцированного положения компаний в представленных координатах, существует несколько типов рыночной экономики: либеральная, координируемая и смешанная. Например, смешанная рыночная экономика, представленная в странах Южной Европы (Португалии, Испании, Италии и Греции) характеризуется следующими признаками: ограниченными возможностями по координации трудовых отношений; наличием стратегического потенциала в области корпоративного управления; традициями государственного вмешательства в экономику.
«В целом, говоря о Западной Европе, — заметил профессор Холл, — надо признать, что там существует четыре типа рыночной экономики: скандинавская координируемая (представленная в Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии), либеральная рыночная (Великобритания и Ирландия), континентальная координируемая (Германия, Нидерланды, Австрия, Бельгия) и смешанная рыночная (Италия, Португалия, Испания). При этом наивысшая способность к обеспечению населения работой (уровень занятости) наблюдается в скандинавских странах, здесь же один из самых низких коэффициентов неравенства (индекс Джини).
В Восточной Европе ситуация другая: в регионе преобладают координируемые рыночные экономики, что объясняется, в первую очередь, трудным переходом от социализма к капитализму. По словам ученого, коммунизм устранил существовавшие возможности для негосударственного регулирования. К тому же переход к капитализму состоялся в условиях энтузиазма от радикальной либерализации, а профсоюзы и бизнес-ассоциации до сих пор остаются слабыми.
В наиболее развитых странах Восточной Европы (Польше, Чехии, Венгрии и Словакии) существуют «зависимые рыночные экономики». Для них характерны наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, а также существование сравнительных преимуществ в сборке сложных изделий.
Профессор Холл отметил, что страны с либеральной и координируемой рыночными экономиками по-разному преодолели последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Так, в первой группе стран было проведено финансовое стимулирование, ориентированное на расширение потребительского спроса; они в большей степени опирались на снижение налогов, чем на увеличение расходов. Совсем по-другому встретили вызов координируемые экономики: стратегия экономического роста предусматривала увеличение экспорта; в экономической политике преобладало увеличение расходов.
Профессор Катарина Блум в своем докладе «Теория капитализма идет на Восток» представила распределение исходных типов капитализма по странам в зависимости от критериев, по которым данное распределение происходит. Три типа — либеральная, координируемая и зависимая рыночные экономики — имеют свои достоинства и недостатки в следующих ключевых областях: основное средство привлечения инвестиций, корпоративное управление, трудовые отношения, система образования и обучения, передача инноваций.
Кроме того, в докладе был продемонстрирован механизм появления различных типов капитализма в Восточной Европе: сначала необходима институциональная возможность для имплементации экономических реформ, затем осуществляются неолиберальные реформы. В случае их успеха возможно установление той или иной разновидности неолиберальной модели экономики, иначе — экономическая система становится неокорпоративистской (как, например, в Словении).
Существует и другой подход к классификации типов капитализма в Восточной Европе, при котором основными факторами анализа становятся подотчетность правительства обществу, государство всеобщего благосостояния, координация макроэкономической деятельности, эффективность рынка и демократии.
Особое внимание профессор Блум обратила на пути выхода стран региона из кризиса. Были рассмотрены следующие варианты: международная интеграция путем экспорта продукции с относительно высокой добавленной стоимостью производства (что характерно для стран Центральной Европы), интеграция в технологически сложных отраслях экономики без опоры на прямые иностранные инвестиции (пример корпоративистской Словении), интеграция путем экспорта «простых производств» (ситуация в странах Южной и Восточной Европы и Прибалтике), интеграция путем экспорта сырья и полуфабрикатов, что сопровождается менее требовательной бизнес-средой (Россия, Украина), интеграция путем «финансируемого» роста, в котором иностранные заимствования поддерживают деятельность государственного и частного секторов (страны Балтии, Венгрия).
Третий доклад пленарного заседания, «Многообразие типов социального контракта как основа вариативности обществ», представил профессор МГУ Александр Аузан. Прежде всего, он рассмотрел основные типы социального порядка: порядок открытого и ограниченного доступа.
По словам профессора Аузана, существует три пороговых условия перехода к порядку открытого доступа. Во-первых, элиты должны договариваться о правилах для всех, а не об исключениях для себя. Кроме того, любые организации должны переживать своих создателей. Наконец, органы насилия должны контролироваться коллективно, а не делиться между группами влияния, превращаясь тем самым в административный ресурс для экономической и политической конкуренции.
В силу того, что существует два разных типа конвенций по поводу правил, возможно трактовать порядок открытого доступа в терминах социального контракта: вертикальный контракт заключается неполитическим (символическим) способом, причем процесс обмена сигналами между участниками чаще всего является односторонним и осуществляется через СМИ, а горизонтальный — заключается политическим способом, посредством альтернативных конкурентных выборов.
Константин Водопьянов, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука