• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат: региональные власти помогают бизнесу

3 апреля в рамках XV Апрельской международной научной конференции прошелкруглый стол, посвященный вопросам улучшения инвестиционно-предпринимательского климата страны. Эксперты обсудили эффективность взаимодействия бизнеса и власти на федеральном и региональном уровня, положения регионального инвестиционного стандарта, а также идею создания национального рейтинга РФ.

3 апреля в рамках XV Апрельской международной научной конференции прошелкруглый стол, посвященный вопросам улучшения инвестиционно-предпринимательского климата страны. Эксперты обсудили эффективность взаимодействия бизнеса и власти на федеральном и региональном уровня, положения регионального инвестиционного стандарта, а также идею создания национального рейтинга РФ.

Мария Глухова, управляющий директор управления экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), представила результаты ежегодного опроса РСПП по состоянию деловой среды на 2013 год. Несмотря на то, что макроэкономическая ситуация прошлого года была не самой лучшей, предпринимательское сообщество в целом хорошо оценивает динамику собственного развития. При этом, как подчеркнула эксперт, инвестиционные вложения несколько сократились и 43% компаний отметили ухудшение в 2013 году качества деловой среды.

Как рассказала Мария Глухова, в прошлом году (по оценкам предпринимателей) основными препятствиями для успешного ведения бизнеса были: нехватка квалифицированных кадров (70% предпринимателей пожаловались на недостаток рабочих, 35% отметили отсутствие квалифицированных кадров высшего звена); рост цен, включая тарифы естественных монополий; фискальная нагрузка, учитывая налоги и обязательные социальные страховые платежи; коррупция в органах власти; высокие административные барьеры.

«Что касается оценки отношения власти к бизнесу, то она не сильно изменилась. Большинство предпринимателей, по-прежнему думают, что государство относится к бизнесу как «к кошельку», однако есть и позитивный факт — доля тех, кто считает, что государство рассматривает бизнес в качестве равноправного партнера или видит в нем локомотив развития, несколько увеличилась», — отметила эксперт. К своеобразному прогрессу Мария Глухова отнесла четко выраженное желание бизнес-среды взаимодействовать с государством легальными методами, что, в свою очередь, привело к снижению оценки значимости коррупции как серьезной проблемы для бизнеса (4 место в списки ключевых проблем, ранее было — 3 место). «Взаимодействовать с властью предприниматели, по-прежнему, предпочитают при помощи личных контактов (легальный лоббизм), однако бизнес-ассоциации и объединения занимают второе место, что приятно», — подчеркнула эксперт.

Вопрос о влиянии регионов РФ на улучшение делового климата первый раз был задан исследователями бизнес-сообществу в 2010, и по понятным причинам (страна выходила из кризиса) оценка была негативной, рассказала Мария Глухова. Сегодня большинство предпринимателей считает, что региональные власти помогают бизнесу. «Однако говорить в общем о благодатном деловом климате в регионах России еще слишком рано. Так, например, получение разрешения на строительство (согласно опросам) сильно разнится в регионах», — заключила эксперт.

Продолжив тему региональной специфики, Светлана Чупшева, корпоративный директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», рассказала о реализации проекта по созданию Регионального инвестиционного стандарта, который должен обеспечить максимальную прозрачность ведения бизнеса во всех субъектах РФ. «По сути, стандарт родился из лучших региональных практик, также мы консультировались с региональными органами власти и предпринимателями. Единый региональный стандарт включает 15 пунктов, из которых 12 являются обязательными к выполнению. По состоянию на 1 апреля 2014 года, 29 субъектов РФ выполнили 12 обязательных пунктов», — сообщила Светлана Чупшева.

Еще один не менее важный проект Агентства в сфере улучшения инвестиционного климата — разработка на федеральном уровне дорожных карт национальной предпринимательской инициативы. Проект, как рассказала Светлана Чупшева, стал своего рода ответом на поручение Президента вывести Россию к 2018 году на 20 место в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Как рассказала Светлана Чупшева, впервые в разработке дорожных карт и в формулировании ключевых показателей их эффективности принимали участия предприниматели. За два года (по итогам на 2012 год) Россия в рейтинге Doing Business с 120 места поднялась до 92. На 61 позицию продвинулась в области повышения доступности к энергетической инфраструктуре (рейтинг замерялся в Москве). В отдельных регионах удалось добиться больших эффектов, чем изначально предполагалось в дорожных картах на федеральном уровне. Например, в Ростовской области был реализован проект по сокращению прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений, строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры. Особенно отличился в этом смысле город Шахты, который смог сократить срок прохождения процедур с 340 до 90 дней.

Александр Шохин, президент Высшей школы экономики и Российского союза промышленников и предпринимателей, затронул тему о создании национального рейтинга РФ. Он напомнил, что предложение создать национальное рейтинговое агентство высказал министр регионального развития Игорь Слюняев в связи с тем, что после присоединения Крыма к РФ все международные агентства, опасаясь санкций США и ЕС, снизили рейтинг России «со стабильного» до «негативного».

В свою очередь, директор Бостон консалтинг групп (The Boston Consulting Group) Игорь Кустарин рассказал о пилотном проекте национального рейтинга инвестиционного климата в регионах РФ, который находится сейчас на стадии апробации. Его основная цель — измерить усилия региональных властей по улучшению инвестиционного и делового климата регионов, выявить лучшие практики властных структур на региональном уровне и как их можно распространить на другие субъекты страны. «Во многом по системе показателей мы пересекаемся с Doing Business, однако в целом мы смотрим шире, важное место у нас занимает доступность инфраструктуры, оценка малого бизнеса», — подчеркнул Игорь Кустарин.

«Мы вынуждены констатировать, в России напряженная ситуация с инвестициями, а экономический рост, мягко говоря, плохой. И сегодня вопрос о том, кто и как в мире нас оценивает, становится ключевым. Поэтому создание национального рейтингового агентства как некоей дополнительной точки, в которой можно снизить давление политической конъюнктуры, приобретает особую актуальность», — заключил Леонид Поляков, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ