Треть москвичей попала в средний класс
Представители московского среднего класса задействованы в большем количестве форм досуга, чем другие слои населения. Это результат относительно высоких материальных возможностей, а не сформированного стиля и образа жизни, характерного для отдельной социальной группы, отметила Алина Пишняк на завершившейся в НИУ ВШЭ XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества».
Представители московского среднего класса задействованы в большем количестве форм досуга, чем другие слои населения. Это результат относительно высоких материальных возможностей, а не сформированного стиля и образа жизни, характерного для отдельной социальной группы, отметила Алина Пишняк на завершившейся в НИУ ВШЭ XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества».
Исследователи изучают средний класс в России на протяжении нескольких десятилетий. Большинство тем исследований касались оценки численности этой группы населения, в то время как вопросы качества, образа жизни и социального самочувствия представителей среднего класса не менее интересны, отметила ведущий научный сотрудник Центр анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ) Алина Пишняк. В ходе исследования она изучила особенности повседневных практик и настроений представителей московского среднего класса, потому что именно в столице население имеет более высокий доход и разнообразные предложения по проведению досуга.
Эмпирической базой исследования послужили данные второй волны мониторинга «Москва и москвичи», проведенного в 2012 году Институтом гуманитарного развития мегаполиса (выборка — три тысячи респондентов, проживающих в Москве).
Правила счета среднего класса
В течение последних нескольких лет в публичной сфере часто звучат вопросы по поводу того, что представляет собой средний класс в России, каковы его критерии и есть ли он вообще. При опросах к среднему классу нередко относят себя, например, люди, которых нельзя назвать успешными с материальной точки зрения. В исследовании Пишняк представлен определенный набор критериев принадлежности к среднему классу.
Определяя средний класс по трем основным критериям — материальная обеспеченность, социально-профессиональный статус и самоидентификация — Пишняк обращается к группе, составляющей примерно пятую часть российского общества (по данным РиДМиж 2011), для которой характерна не только материальная обеспеченность, но и высокая компетентность, основанная, в частности, на высоком уровне образования.
Критерий материальной обеспеченности основывается на показателях:
- дохода (не менее 60 тысяч рублей на человека для Москвы);
- наличия сбережений (люди могут несколько месяцев прожить на свои сбережения, не меняя уровня потребления). Сбережениями можно считать сумму не менее 60 тысяч рублей;
- уровня жилищной обеспеченности (не менее одной комнаты на члена семьи и субъективно оценивают жилищные условия как «хорошие»);
- имущественной обеспеченности (учитывается наличие компьютеров, авто и тому подобных атрибутов).
«Для примера: в средний класс по критерию материальной обеспеченности в Москве попадет семья из трех человек, в которой муж/отец зарабатывает 180 тысяч рублей, семья владеет трехкомнатной квартирой, имеет импортное авто не старше семи лет и сбережения, на которые в случае потери постоянных доходов сможет прожить полгода, не меняя образа жизни», — рассказала автор исследования. По критерию материальной обеспеченности в средний класс попадает 25% жителей Москвы.
Что касается критерия социально-профессионального статуса среднего класса, то семья ему соответствует, если более половины ее взрослых членов имеют высшее образование, кто-то из них находится в статусе руководителей или специалистов высшей квалификации или является индивидуальным предпринимателем, владельцем малого бизнеса. Доля московского населения, соответствующая этому критерию — 32%.
Средний класс по самоидентификации выявляется на основе двух шкал — оценки своего положения на лестнице благосостояния (1 — самые бедные, 9 — самые богатые) и власти (1 — самые бесправные, 9 — имеющие самую большую власть). «Грубо можно сказать, что в средний класс попадают те, кто оценивают себя по совокупности этих шкал на уровне выше среднего. Всего таких — 35%», — рассказала Пишняк.
Интернет против телевизора
Представители исследуемой группы, как замечает исследователь, добиваются успехов в карьере, получают вследствие этого большую ресурсную обеспеченность и при этом осознают, что располагают относительно большими возможностями.
Приводит ли синергия трех «о» — обеспеченность, образованность и ответственность — к формированию в России специфических стандартов поведения, которые можно было бы назвать образом жизни среднего класса, задается вопросом автор доклада. Она отмечает, что даже в Москве средний класс не стал самым массовым элементом «стратификационной композиции общества» и составляет примерно треть, если анализировать, исходя из критериев обеспеченности, образованности и ответственности.
Тем не менее, представители среднего класса в столице более вовлечены во всевозможные досуговые практики, чем остальные. Речь идет как окультурных, развлекательных, социальных мероприятиях, так и о спорте. «Например, в числе среднего класса вдвое больше тех, кто регулярно посещает театры и концерты (16% против 7% и 18% против 8%, соответственно), и в полтора раза больше тех, кто ходит в кино (32% против 21%), в музеи и на выставки (16% против 10%)», — приводит Пишняк результаты анализа.
Представители среднего класса регулярнее встречаются с друзьями, и гораздо чаще находят возможность сделать это за пределами дома — доля бывающих в ресторанах и кафе несколько раз в неделю среди них в три раза выше, чем среди других слоев населения (10% против 3%).
Средний класс, согласно результатам исследования, более вовлечен в массовую коммуникацию. Доля представителей среднего класса, ежедневно слушающих радио, пользующихся интернетом и ежедневно читающих прессу и книги, выше, чем в других группах респондентов. Причем средние слои общества считают интернет основным источников новостей, тогда как остальные по-прежнему ориентируются на телевидение, отмечает Пишняк.
Чувствуют себя более защищенными
Представители среднего класса в Москве отличаются более высокой политической активностью — 66% из них отмечают, что обычно ходят голосовать. Среди других жителей столицы таких 58%.
Что касается социального самочувствия московского среднего класса, здесь также просматриваются некоторые расхождения с представителями других слоев общества. В целом, средний класс чувствует себя более защищенным во всех отношениях, чем остальные. Его меньше волнуют, например, проблемы безработицы и преступности. «Реже среди представителей среднего класса встречаются и обеспокоенные невозможностью улучшить жилищные условия и получить медицинскую помощь, что косвенно свидетельствует о том, что качество жизни у среднего класса выше, чем у остальных», — резюмирует Пишняк.
Главное отличие — в платежеспособности
Несмотря на то, что Москва отличается финансовыми и инфраструктурными возможностями, что влияет на повседневные практики представителей среднего класса, говорить о неких стандартах, характеризующих их образ жизни преждевременно, считает исследователь. Имеющиеся отличия, по ее мнению, характеризуют не сколько приверженность среднего класса к принципиально иному образу жизни, сколько его большую платежеспособность по сравнению с остальными.
Алина Пишняк обращает внимание на то, что средний класс в России сегодня очень разнороден и этим, в том числе, обусловлено отсутствие стандартов, характеризующих образ жизни.
Тенденция последнего десятилетия, например, такова, что в средний класс приходят работники бюджетного сектора и госслужащие. «Нет сомнений, что работник из силовых структур и индивидуальный предприниматель — это очень разные группы», — замечает Пишняк. У представителей российского среднего класса также очень разные «стартовые истории», в том числе по причине событий 90-х, когда люди без образования «делали бизнес».
Марина Селина