Ученые предложили скорректировать промышленную политику в пользу увеличения доли сервисов
5 апреля в рамках Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ представлен доклад, посвященный сервисизации промышленности. Доклад был подготовлен авторским коллективом под руководством Юрия Симачева, директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ.
В мировой экономике уже давно наблюдается расширение роли сервисов в совокупном производстве. Вклад сектора услуг в мировую добавленную стоимость вырос с 61% в 1970 году до 68% в 2019 году. При этом, рост сервисов происходил опережающими темпами в развивающихся экономиках: в странах с уровнем доходов выше среднего темпы роста сектора услуг были выше общемировых примерно в два раза, а в странах с уровнем дохода ниже среднего – в три раза. Тем не менее, самыми сервисизованными остаются развитые страны, где доля услуг в ВВП составляет около 75%. При этом в странах со средним уровнем дохода уровень сервисизации составляет порядка 55%.
Что касается России, то в 1990-е российский сектор услуг сокращался и только в 2002 году превысил уровень 1992 года. Затем в 2000-2008 годах темпы роста сектора услуг были довольно высокими - в среднем 6,7% в год. Однако кризис 2008-2009 годов привел к тому, что в России перестал расти сектор услуг. Среднегодовые темпы роста в 2009-2019 годах составили лишь 1,6%. В результате, с 2011 года Россию по темпам роста добавленной стоимости в секторе услуг обогнала Румыния, а с 2018 года - Венгрия.
Несмотря на то, что сервисизация привлекает к себе большое внимание уже более трех десятилетий, она фактически только недавно в России стала рассматриваться как важный источник конкурентоспособности.
Сервисизация может быть одним из маркеров конкурентоспособности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что накопление критической массы сервисов для промышленной компании вдоль всей цепочки создания стоимости значимо повышает ее конкурентноспособность. Компании с интенсивной сервисизацией производительнее. Более того, средняя производительность интенсивно сервисизированных компаний значительно выше, чем у компаний-экспортеров без сервисов.
С учетом внешних макроэкономических и геополитических ограничений есть основания для пересмотра в России контуров промышленной политики. На передний план выходит в том числе вопрос о том, каким образом страна сервисизирована, чтобы обеспечить конкурентоспособное промышленное производство.
По мнению авторов доклада, политика в сфере регулирования услуг, в том числе международной торговли услугами, а также предоставления услуг на национальном рынке должна рассматриваться как еще один инструмент расширения объемов торговли несырьевыми товарами, а также роста производительности фирм.