Кому из выпускников вузов на Руси жить хорошо?

Кому из выпускников вузов на Руси жить хорошо?

© Фото: Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики

Лаборатория исследований рынка труда НИУ «Высшая школа экономики» представила доклад «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, научным редактором выступил заведующий лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Авторы исследования, в основе которого лежат тотальные административные данные Мониторинга трудоустройства выпускников Роструда, представили комплексное описание российского рынка труда выпускников для ответа на ключевые вопросы об эффективности национальной системы высшего образования.

Структурно доклад разбит на шесть разделов, каждый из которых освещает трудоустройство выпускников в своем разрезе: по группам вузов, уровням образования, направлениям и формам подготовки, регионам, отраслям и пр.

Растущая цифровизация экономики и общества увеличивает скорость трансформаций в области спроса и предложения на труд: появляются новые профессии и отрасли, меняется «вес» отдельных компетенций и набора навыков, растут требования к квалификации кадров. «Выпускники как носители самого современного и технологичного человеческого капитала лучше других работников должны быть подготовлены к новой экономической реальности», – отмечают авторы исследования, подчеркивая, что уровень заработных плат может считаться достоверным показателем качества подготовки и успешности выпускников.

Один из важнейших выводов доклада фиксирует высокую потребность экономики в представителях точных наук, специалистах технического профиля. При этом ключевую ценность для работодателей представляют сотрудники с цифровыми компетенциями, необходимыми для реализации инновационного потенциала экономики. В первую очередь, это выпускники в сфере математики и компьютерных наук, особенно ведущих вузов. Компании готовы щедро платить за соответствующие навыки – зарплаты в 2021 году в среднем составили 102,1 тыс. рублей среди бакалавров и 123,7 тыс. рублей среди магистров в области математических и компьютерных наук. Месячный заработок среди бакалавров/специалистов в области инженерных и технических наук равнялся 65,8 тыс. рублей, а магистров – 80 тыс. рублей.  Высоко ценятся выпускники медицинских направлений подготовки (фундаментальная медицина – 85,3 тыс. рублей, науки о здоровье и профилактическая медицина – 71,7 тыс. рублей, сестринское дело – 68 тыс. рублей, клиническая медицина – 67,9 тыс. рублей). Существенные проблемы наблюдаются в двух предметных сферах образования – сельском хозяйстве и педагогике. Серьезное отставание по уровню заработной платы выпускников педагогических направлений (42,2 тыс. рублей среди бакалавров, 53,2 тыс. рублей среди магистров) возникает из-за низкого уровня финансирования общего образования в целом по стране и ведет к рискам для развития образовательной системы, подчеркивают авторы. В то же время низкие зарплаты выпускников в сельском хозяйстве (41,5 тыс. рублей среди бакалавров и 49,5 тыс. рублей среди магистров), несмотря на успехи отрасли в целом, являются следствием архаичного по качеству образования.

Выпускники очень мобильны на рынке труда: почти 40% выпускников российских вузов меняют регион проживания после получения образования. Наиболее предпочитаемые направления миграции – с юга на север и с востока на запад. Выпускники устремляются туда, где их навыки востребованы и могут обеспечить им высокие зарплаты и карьерные перспективы. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга – ключевых центров спроса на компетенции в стране, квалифицированные кадры привлекают и другие развитые регионы – Тюменская и Новосибирская области, Краснодарский край. В среднем молодые специалисты, переезжающие на работу в другие субъекты федерации, могут рассчитывать на более высокую зарплату по сравнению с «домашним регионом».

Совмещение учебы и работы видится авторам доклада одной из основных стратегий российских студентов, позволяющей им эффективно ориентироваться на рынке труда и приобрести практический опыт. Совмещение учебы и работы носит массовый характер среди российского студенчества – больше половины (54%) выпускников бакалавриата и специалитета, а также 78% выпускников магистратуры очной формы обучения работали хотя бы месяц на протяжении учебы. Более того, среди выпускников ведущих университетов совмещение учебы и работы распространено сильнее, чем среди выпускников других вузов.

Совмещение учебы и работы ассоциировано с более высокими зарплатами выпускников на старте карьеры. В среднем выпускники бакалавриата/специалитета, имеющие опыт совмещения учебы с работой, зарабатывали в 2021 году на 29% больше выпускников без подобного опыта (61,6 тыс. рублей против 47,7 тыс. рублей, соответственно), а выпускники магистратуры – на 48% (82,5 тыс. рублей против 55,9 тыс. рублей). Несмотря на то, что средняя зарплата магистров выше зарплаты выпускников других уровней, выпускники магистратуры без опыта студенческой занятости зарабатывают меньше бакалавров, совмещавших учебу и работу. «Подобное зарплатное преимущество объясняется несколькими причинами. Это, во-первых, однозначная ценность трудового опыта на рынке. Наличие опыта сигнализирует о том, что работник уже обладает практическими профессиональными компетенциями, а значит, компании не придется учить его заново, тратя свое время и ресурсы. Во-вторых, такие выпускники обладают более ценными индивидуальными характеристиками – уверенностью в собственных навыках, переговорными способностями, лучшим представлением о рынке труда. Всё это делает их более привлекательными работниками в условиях повышенной конкуренции за кадры», – говорится в тексте доклада.

Уже на старте карьеры женщины в среднем зарабатывают значительно меньше мужчин – в среднем на 25%. Хотя женщины значительно чаще имеют красные дипломы и почти так же часто, как и мужчины, совмещают учебу с работой, разница в образовательном выборе еще до поступления в вуз неминуемо ведет к зарплатным расхождениям. Женщины систематически выбирают менее оплачиваемые специальности – образование и гуманитарные науки. В то же время большинство «мужских» направлений подготовки более востребованы рынком труда – это, прежде всего, математические, компьютерные и инженерные науки. 

Мониторинг трудоустройства выпускников – это проект, реализуемый под эгидой Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по труду и занятости.  Идейно данный Мониторинг является модернизацией проекта, который реализовывался ранее Министерством образования и науки РФ (в 2013–2016 годах). Принципиальное преимущество действующего мониторинга – переход к индивидуальным обезличенным данным, которые позволяют воссоздавать, анализировать и оценивать карьерные и образовательные траектории выпускников образовательных организаций в России.

Появление Мониторинга трудоустройства выпускников является знаковым событием для реализации принципов доказательной политики в России. Это инструмент, позволяющий органам государственной власти оценивать эффективность инвестиций в образование и экономическое развитие регионов. Работа с большими данными Мониторинга позволяет проследить процесс подготовки наиболее квалифицированной рабочей силы от этапа получения общего образования до выхода на рынок труда. «Доказательная политика (от англ. evidence-based policy) – это вид государственной политики, предполагающий принятие управленческих решений на базе научных исследований и анализа данных», – особо подчеркивают авторы доклада – специалисты НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин, Наталья Емелина, Ксения Рожкова, Сергей Солнцев и Павел Травкин. Доклад подготовлен в рамках работы Научного центра мирового уровня (НЦМУ).

Другие доклады НИУ ВШЭ в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции представлены на сайте.