На XXIII Ясинской конференции исследователи Вышки представили доклад «Инновационные и промышленные кластеры в нефтегазовом секторе»
6 апреля в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ открыл работу Международный научный симпозиум ИСИЭЗ «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». В ходе одной из сессий симпозиума «Сырьевые регионы на пути к инновационному развитию: какая диверсификация желательна, какая – возможна?» сотрудники Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко и Василий Абашкин и представили доклад «Инновационные и промышленные кластеры в нефтегазовом секторе».
Добыча нефти и газа имеет определяющее значение для экономики России. В 2019 году в upstream секторе нефтегазовой отрасли было занято 2% работников страны, но при этом они обеспечивали 15% общероссийской отгрузки товаров, работ и услуг. Традиционно считается, что инновационная деятельность – это прерогатива обрабатывающей промышленности, но в добывающей отрасли создается огромное количество инноваций: на данный сектор приходится 14% инновационной продукции страны.
Авторы исследования выделили 17 регионов-лидеров по добыче нефти и природного газа, сравнив эти сырьевые регионы по показателям инновационной активности с остальными 68 субъектами федерации. В собранную ими уникальную базу данных вошли данные Росстата, Минобрнауки, Scopus и др.
Сырьевые регионы – безусловные технологические лидеры в сфере нефтегазодобычи: на их долю за последние десять лет приходится 52% тематических научных публикаций и 42% патентных заявок. Они совокупно обеспечили почти весь объем затрат на инновационную деятельность и отгрузки инновационной продукции сектора. Дипломы вузов этих регионов имеют 71% профильных специалистов страны. Среди регионов добычи нефти и газа в качестве образовательных центров выделяются Тюменская и Самарская области и Башкортостан. В 2010–2020 гг. вузы каждого из этих субъектов обеспечили подготовку 14% выпускников страны по профильным для нефтегазовой сферы специальностям и направлениям подготовки. Республика Татарстан выступает ведущим среди 17 анализируемых регионов центром отраслевых исследований – на долю этого субъекта приходится почти пятая часть патентных заявок по нефтегазовой тематике.
Технологическая специализация сырьевых регионов в области нефтегазодобычи за последние десять лет усилилась во всех этапах создания и внедрения технологий. Доля данного сектора в их экономике выросла на 4,9 п.п. по затратам на инновации и на 5,4 п.п. – по инновационной продукции.
В национальной инновационной системе роль сырьевых регионов усилилась лишь фрагментарно, в частности по доле научных публикаций (на 4,1 п.п.), затрат на инновации (на 0,7 п.п.) и инновационной продукции (на 2,8 п.п.). В регионах добычи именно эти индикаторы выделяются уверенным опережающим ростом сектора нефтегазодобычи по сравнению с не относящимися к нему видами деятельности. Сокращение в целом по стране числа патентных заявок на изобретения и численности выпускников вузов сильнее проявилось в сырьевых регионах – они снизили свою роль в национальной инновационной системе по этим показателям на 1,3 и 0,4 п.п. соответственно.
Исследователи обнаружили, в частности, что регионы добычи сырья усилили технологическую специализацию на нефтегазовой индустрии во всех этапах создания и внедрения технологий (исключение составил лишь импорт последних).
Авторы документа, кроме того, пришли к выводу, что регионы добычи сырья продолжают концентрировать технологические компетенции в нефтегазовой сфере. Несмотря на это, инновационная активность в сфере добычи постепенно смещается в сторону нефтегазовых субъектов. Представляя доклад, старший научный сотрудник центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Василий Абашкин отметил, что в условиях продолжавшегося на протяжении как минимум 5 лет сокращения числа организаций, работающих в сфере нефтегазодобычи, COVID-кризис не оказал существенного влияния на предпринимательскую активность в этой отрасли.
По мнению генерального директора Фонда Национальной технологической инициативы (НТИ) Вадима Медведева, нефтегазовая отрасль (там, где она активно присутствует) это, безусловно, ресурс и возможность для инноваций, но это не обязательно сами инновации. Эти понятия совсем не тождественные. «Мы видим, что Газпром привлекает разные структуры к своей деятельности, но совершенно очевидно, что здесь необходимы, образно говоря, переводчики с языка небольшой предпринимательской организации на язык крупной корпорации. В этом смысле механизмы НТИ могут стать такими переводчиками, помогающими этим двум организациям решать общие задачи», – подчеркнул Вадим Медведев.
Крупный бизнес всегда менее восприимчив к инновациям, большие компании сильнее подвержены текущей политической конъюнктуре, когда власти начинают воздействовать на их поведение, считая, что так будет лучше. Предлагая, скажем, ограничить цены, или что-то еще. «В нынешних условиях крупные компании объективно будут элементами такой мобилизационной экономики, никуда от этого не денешься», – отметил директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев. По его мнению, для того, чтобы что-то новое стало прорастать, важно создавать больше условий в секторе стартапов малого и среднего бизнеса. «Они более адаптивны, умеют заполнять провалы в цепочках», – пояснил он.
В работе сессии приняли участие начальник Центра методологии корпоративного управления ООО «НИИгазэкономика» Александр Алексеев, президент НАНГС Виктор Хайков, научный руководитель АНО «Институт регионального консалтинга» МГУ Александр Пилясов, директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов.