• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ проанализировали влияние цен и инвестиций в электроэнергетике на развитие экономики России и регионов

Эксперты ВШЭ проанализировали влияние цен и инвестиций в электроэнергетике на развитие экономики России и регионов

© iStock

Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ представил экспертный доклад: «Анализ влияния цен и инвестиций в электроэнергетике на развитие экономики России и регионов» на XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXIII ЯМНК).

Эксперты выделили следующие ключевые тенденции:

Опережающий инфляцию рост цен на электроэнергию имел место до 2012 года на фоне проводимой политики по стимулированию энергосбережения и сокращению дисбалансов между ценами топлива. С 2012 года рост цен на электроэнергию стал отставать от инфляции за счет комплекса сдерживающих мер Правительства РФ.

Ценовая динамика на электроэнергию не являлась ограничивающим фактором для развития конечных потребителей, в том числе промышленного производства, а влияние электроцен на экономическое развитие конечных потребителей, в том числе на промышленность, снизилось.

Инвестиции в электроэнергетику являются существенным драйвером для роста выпуска в экономике. Эффект может быть усилен за счет реализации программы импортозамещения.

Реализация инвестиционных программ имеет разнонаправленные эффекты при влиянии на цену. При их реализации наблюдается:

  • повышенная динамика платежа за мощность (за счет учета инвестиционной составляющей), отчасти компенсированная пониженной динамикой КОМ-составляющей;
  • пониженная ценовая динамика на рынке на сутки вперед (за счет увеличения «нетопливной» выработки и повышения эффективности тепловой генерации).

Отказ от механизмов инвестиционной поддержки на рынке мощности без привлечения альтернативных источников финансирования предполагает отказ от достижения следующих целей соответствующих инвестиционных программ:

  • предотвращение выработки ресурса существующего оборудования тепловой генерации,
  • достижение параметров экологической повестки,
  • достижение планов развития атомной энергетики и реализации экспортного потенциала наукоемких технологий,
  • формирование перспективного рынка наукоемких технологий в области возобновляемой энергетики,
  • повышение экономической эффективности и надежности энергоснабжения отдельных регионов,
  • обеспечение инфраструктурой стратегических проектов регионального развития.

Влияние реализуемых инвестиционных программ субъектами генерации на ИПЦ минимально.

Инвестиции в электроэнергетику оказывают влияние как на динамику производства продукции машиностроения, строительства и др., так и на добавленную стоимость в этих отраслях. Доля продукции для нужд электроэнергетики в объеме производства машиностроительной продукции составляет 12,5-15% и ее рост в прогнозируемых темпах до 2035 г. будет вносить 0,3-0,4 процентных пункта в динамику производства машиностроения в случае реализации намеченных инвестиционных программ.

Отказ от инвестиций в электроэнергетику приведет к снижению выручки и заметному ухудшению экономических показателей предприятий энергетического машиностроения в Белгородской, Калужской, Ярославской, Вологодской и Самарской областях, Пермском крае, а также Ленинградской и Челябинской областях.

Сценарное моделирование свидетельствует об отсутствии негативного влияния прогнозируемого (в случае реализации намеченных инвестиционных программ) роста цен на электроэнергию на экономику регионов по всем вариантам повышения цен.

Использование механизмов гарантированной инвестиционной поддержки в том или ином виде характерно не только для России, но и повсеместно встречается в практиках регулирования энергорынков зарубежных стран.

Возможные альтернативы такому подходу к компенсации инвестиционных издержек и социально-ориентированных инициатив (региональных дисбалансов) с учетом международного опыта можно сформулировать следующим образом:

  • бюджетное финансирование (невозвратное - гранты) или льготное кредитование – в первую очередь, релевантно для социально обусловленных проектов и дисбалансов территориального развития. Также данные механизмы подходят для проектов стратегического развития экономики РФ, энергобезопасности;
  • финансирование инвестиционных программ (инициатив) за счет целевого энергетического платежа (сбора) - установление надбавки к цене киловатт-часа, применяемой к конечной розничной цене для потребителей, круг которых определяется по отдельному принципу (по сравнению с текущим подходом позволяет более рационально распределить ценовую нагрузку между пользователями энергосистемы). Такой механизм подходит в первую очередь для решения общенациональных задач (экология, стратегическое развитие экономики, энергобезопасность) и позволяет освобождать отдельные категории потребителей от таких платежей (например, энергоемких потребителей, в том числе экспортеров, являясь дополнительным инструментом их стимулирования к реализации тех или иных направлений государственной политики;
  • договорные (контрактные) механизмы с условиями take or pay (когда доминирующую часть затрат компенсируют те потребители, в интересах которых осуществляется инвестирование) – в первую очередь, подходят для крупного нового строительства. Могут быть включены в модели государственно-частного партнерства;
  • принципиальное изменение рыночной модели, предполагающее создание ценового сигнала для потенциальных инвесторов к инвестированию в проекты нового строительство и модернизации. Концептуально такое изменение рыночной модели потребует увеличения цены конкурентного отбора мощности и синхронного изменения требований к поставляемой мощности.