«Мы меньше говорим о профессиях, мы говорим о компетенциях»

«Мы меньше говорим о профессиях, мы говорим о компетенциях»

© Фото: Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики

В рамках XXIII Ясинской конференции эксперты Высшей школы экономики представили доклад «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы». Научный редактор доклада, проректор, заведующий лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин рассказал о том, специалисты в каких областях имеют наибольшую стартовую зарплату, в чем преимущества выпускников ведущих университетов на российском рынке труда и почему сейчас имеет смысл говорить о компетенциях, а не о профессиях.

 

По данным исследования, экономика нуждается в представителях точных наук, специалистах технического профиля, имеющих цифровые компетенции. «Выпускники, которые получили подготовку в области математики, компьютерных наук, информационных технологий устраиваются на хорошие рабочие места. Это касается практически всей России, всех регионов и приводит к тому, что они имеют более высокую заработную плату по сравнению с выпускниками других направлений подготовки», – отметил Сергей Рощин. По его словам, этот тренд является «среднесрочно устойчивым», так как уже почти десять лет специалисты наблюдают существенные технологические изменения, «цифровую революцию» во всех сферах деятельности. 

Сергей Рощин также назвал направления подготовки студентов вузов, которые получают наименьшую стартовую заработную плату. В аутсайдерах «в целом гуманитарная сфера, образование и сельское хозяйство».

Эксперт отметил, что «зарплатная премия» выпускников-бакалавров ведущих университетов страны превышает в среднем 30%. «Очевидно, это связано с тем, что и более способные студенты поступают в ведущие университеты. Но и с тем, что ведущие университеты дают более востребованную подготовку, компетенции, которые находят свою отдачу на рынке труда», – прокомментировал данные Сергей Рощин.

Согласно мониторингу, на уровень заработной платы также существенно влияет трудовой опыт студентов, которые совмещают работу и учебу. «Это означает, что рынок труда востребует многие компетенции, которые формируются не за партой, а в процессе непосредственной производственной, экономический, бизнес-деятельности. В первую очередь, скорее всего, это связано с тем, что привычно называть «мягкие навыки» (soft skills). Относиться к совмещению учебы и работы исключительно негативно в современной ситуации уже невозможно», – подчеркнул Сергей Рощин.

По его словам, в наше время следует уделять внимание приобретаемым студентами компетенциям, на которые есть спрос на рынке труда. «Когда было исключительно пятилетнее образование, можно было говорить, что то или иное образование связано с той или иной профессией. Но сейчас мы наблюдаем на рынке труда, глобально, в целом в экономике и в российской экономике существенные изменения. Мы меньше говорим о профессиях (это не значит, что они совсем исчезли), мы говорим о компетенциях, которые могут быть востребованы в различных функциональных сферах деятельности, предметных сферах деятельности», – подытожил Сергей Рощин.

Другие доклады НИУ ВШЭ, представленные в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции, доступны на сайте.