Исследователи НИУ ВШЭ представили доклад о необходимости развития самостоятельности

Исследователи НИУ ВШЭ представили доклад о необходимости развития самостоятельности

© Фото: Даниил Прокофьев // Высшая школа экономики

На XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции эксперты Высшей школы экономики представили доклад «Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности». Доклад подготовлен коллективом экспертов Института образования НИУ ВШЭ в рамках программы «Приоритет 2030» и работы Научного центра мирового уровня «Междисциплинарные исследования человеческого потенциала».

По мнению авторов доклада, главный запрос к человеку на горизонте ближайших лет – это запрос на самостоятельность (или агентность), то есть способность эффективно действовать в различных контекстах и сферах общественной и личной жизни при отсутствии принуждения и контроля, что, например, было характерно для XX века.

Согласно приведенным в докладе данным, в настоящее время компании заинтересованы именно в инновационном и проактивном поведении работников. Они инвестируют преимущественно в тех сотрудников, которые предлагают собственные инициативы по улучшению бизнес-процессов. Другой тренд – переход работников на нестандартные формы занятости, такие как «sidepreneurship» (ведение собственного бизнеса с сохранением корпоративной занятости) и фриланс. Все это подтверждает главную мысль доклада.

Эксперты отмечают, что в России наблюдается «сильный дефицит самостоятельности» у населения. Согласно новейшим исследованиям, реализация частных инициатив оказывает благоприятное влияние на общество, поэтому необходимо включить предпринимательство в центр повестки социально-экономического развития России.

По мнению авторов доклада, университеты могут стать основными драйверами развития самостоятельности. Сегодня в мире в целом заметна тенденция к расширению трактовки феномена «вузов» как таковых. Они включают в себя уже не только традиционные функции («поставка» знаний и рабочей силы), но и совершенно новые, связанные с ролью университетов в контексте предпринимательской экосистемы. Авторы пишут, что секрет успеха «предпринимательских университетов» не в том, что они разработали более эффективные административные регламенты или удачно провели формальные преобразования организационной структуры, а в том, что они смогли привлечь и развить позитивный потенциал самостоятельности у своих сотрудников и студентов.

По мнению экспертов, чтобы сделать обучение предпринимательству в российских вузах эффективным, необходимо отталкиваться от специализации университетов, ориентироваться на запросы студентов, формулировать четкие требования к результатам обучения, отбирать в качестве педагогов на курс преимущественно тех преподавателей, которые имели бизнес-опыт, а также применять практики и методики, эффективность которых подтверждается мировым опытом и результатами исследований.

Однако обучением предпринимательству возможности университетов не ограничиваются. Исследователи отмечают, что вузы могут формировать самостоятельность человека другими способами: организовывать более гибкие, упрощенные пути поступления, давать возможность студентам учиться в любое время и в любом месте, разрабатывать новые образовательные программы и инструменты оценки образовательных результатов, привлекая студентов к процессу разработки.

Авторы доклада пишут о том, что стандартные методы измерения самостоятельности сегодня могут оказаться недостаточными. Перспективно использовать здесь специально разработанные для этой цели компьютерные и офлайн игры.

Специалисты подчеркивают, что в этом направлении отсутствуют универсальные рецепты и даже направления успеха. Решение данного вызова требует новых исследований, новых подходов и новых практических разработок, в том числе, для сферы образования, например, в обучении предпринимательству.

По оценкам авторов доклада, здесь важно учитывать три взаимосвязанных характеристики самостоятельного действия. Во-первых, оно имеет комплексную природу, которая может выражаться в признаках разного рода и разных уровней. В частности, способность сопротивляться негативному воздействию среды, вероятно, представляет собой одну грань, а возможность проактивно создавать новые структуры (например, технологические стартапы) — другую. Во-вторых, формирование способности к самостоятельному инициативному действию носит динамический характер. На разных этапах становления личности через систему образования и последующей трудовой карьеры могут быть востребованы не только разные метрики для оценки тех или иных граней агентности, но и разные подходы к их формированию на практике. В-третьих, эффекты самостоятельности также носят комплексный характер, и косвенные эффекты, проявляющиеся на временном отдалении (например, изменение поведения молодежи на рынке труда в результате массового распространения базовых навыков, связанных с бизнес-планированием), могут оказаться важнее, чем сиюминутные результаты (количество бизнес-проектов, запущенных в результате реализации конкретной образовательной инициативы).

Тексты этого и других докладов, презентованных в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции, доступны на сайте. Программа конференции также представлена на сайте.