• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стенограмма пленарного заседания, 1 апреля 2014 годВыступление вице-премьера Ольги Голодец

Репортаж

Видеозапись

Я.И. Кузьминов:

Мы продолжаем пленарное заседание. В первой половине мы уже касались (в выступлении профессора Эско Ахо) вопросов инновационной политики и ее влияния на экономический рост. Тема этого пленарного заседания: каким образом в новых экономических условиях — это касается и мира, и России — должна происходить социальная политика, сфера главной ответственности государства, и должна реализовываться инновационная политика. В России социальная и инновационная политика связаны не только через университеты, они связаны через вице-премьера, который все это дело курирует. Поэтому мы предоставим слово Ольге Голодец, чтобы открыть эту сессию.

О.Ю. Голодец:

Большое спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги, мне хочется поприветствовать вас и хочется поблагодарить большинство здесь сидящих, потому что практически в режиме онлайн мы работаем с большим количеством учёных здесь присутствующих по формированию и реализации политики в социальной сфере. Я не хотела бы отнимать у вас много времени, очень коротко остановлюсь по пунктам по основным актуальным задачам социальной политики, которые стоят сегодня перед нашим обществом. И мне бы хотелось, чтобы эти задачи попали в поле вашего рассмотрения.

Первая задача касается демографии. Здесь те результаты, которые нам удалось достичь, я считаю абсолютно успешными. Потому что естественный прирост на фоне тех демографических трендов, которые мы имеем, это очень серьезное достижение. Но нам предстоит этот успех закрепить, потому что ситуация у нас ухудшается. Здесь сидит много демографов, я не буду подробно рассказывать, почему она ухудшается, каким образом у нас сокращается численность женщин фертильного возраста, но есть меры, которые мы можем этому противопоставить. И выбор этого эффективного инструментария, превращения его в эффективную политику — это и есть очень серьезная задача самого ближайшего периода. Мы с коллегами обсуждали тему поддержки первых рождений. Мы все время говорим о втором и о третьем ребенке, и это хорошая практика, которая доказала свою эффективность, и от этих мер мы не предполагаем отказываться. Тема материнского капитала, и тема поддержки рождения третьего ребенка будут развиваться, потому что их вклад и теми коллегами, которые здесь присутствуют, тоже оценен.

Однако есть тема поддержки рождений в молодых возрастах 23-25 лет, у нас, к сожалению, идет тренд на увеличение числа абортов, искусственного прерывания беременности, в том числе, и в благополучных семьях. У нас по стране число абортов достигло 1 млн случаев, и это большая цифра. Если говорить об абортах в молодых возрастах, то на долю женщин до 23 лет приходится 250 тыс. абортов, причем подавляющее их большинство приходится, к сожалению, на благополучные семьи. Мы обратили внимание, что женщина откладывает рождение первенца ради карьеры, ради успешного профессионального образования. И сейчас мы взяли очень четкий курс на то, чтобы сформировать благоприятные условия для сочетания профессионального становления женщины и ее материнства. Сегодня мы прорабатываем программу, которая будет запущена уже с первого сентября этого года. Это то, что было отработано в пилотном режиме в этом году. Женщины получили в этом году право на бесконкурсное зачисление на подготовительные курсы в вузы. Эти женщины теперь продолжат образование в вузах. Мы думаем о специальной целевой программе по профессиональной подготовке, по приему женщин, имеющих маленьких детей, в вузы. Но так же мы думаем о специальной целевой поддержке вузами молодых семей и молодых женщин. Это тема семейных общежитий, прежде всего, и яслей на базе вузов. То есть, мы должны создать комплексную программу по поддержке рождений первого ребенка.

Следующая тема, которая представляется очень важной, — это снижение смертности. По смертности мы много говорили. И замечательно, что в прошлом году нам удалось переломить тренд, и к концу годы мы вышли на показатель средней продолжительности жизни 70,4 года. Мы считаем, что можем идти и более быстрыми темпами сегодня, когда мы видим все тренды в РФ, мне кажется, что мы можем идти даже более быстрыми темпами, которые заложены у нас в программе. Но здесь мы также ожидаем поддержки от наших коллег, потому что сегодня все меры, которые реализуются, они очень четко адресуются тем или иным органам управления, тем или иным органам здравоохранения. Потому что сегодня тема управления здравоохранением — это абсолютно реальная тема, и мы находимся в том отрезке, в том промежутке показателей, когда мы можем влиять на смертность, в том числе и управленческими решениями. И здесь я тоже призываю коллег подключаться к теме для того, чтобы действительно подарить жизнь большому количеству людей.

Следующая тема, о которой мы сегодня постоянно говорим, это тема улучшения ситуации в здравоохранении. Мы многое сделали, когда прошли систему модернизации здравоохранения. Наше здравоохранение сегодня хорошо оснащено, у нас сегодня пришло в систему здравоохранения дополнительно 2% взносов. Но у нас сегодня недостаточно квалификации наших врачей, и в соответствии с этим идет очень серьезная работа по повышению квалификации и по перестройке всей системы здравоохранения на эффективное оказание медицинской помощи. Это очень сложная работа, потому что это переход на новые протоколы лечения, на формирование системы выпуска этих протоколов, регулярное их обновление, регулярное повышение квалификации. Фактически стоит задача заново запустить весь маховик обновления и формирования новой медицинской помощи. Задача сложная, но я считаю, что мы уже находимся не в нулевой точке, поэтому можно с оптимизмом смотреть на будущее.

По теме образования и науки. Перед нами стоят сложные задачи, чтобы мы перешли на новые механизмы финансирования науки, о постановке задач в теме научных исследований. И если в теме фундаментальных исследований здесь более-менее все понятно, то в теме прикладных исследований, я считаю, у нас самые большие «белые пятна». Нам предстоит серьезная работа по выработке инструментария, каким образом двинуть вперед именно прикладную науку. По теме образования я не буду останавливаться на социальной инфраструктуре, потому что это уже стало общим моментом. Все эксперты, сегодня живущие в России, согласились с темой необходимости расширения социальной инфраструктуры и понимания того, что сегодня социальная инфраструктура неразрывно связана с самим образовательным процессом. Она — фактически продолжение наших новых образовательных стандартов. То есть нельзя преподавать по новому образовательному стандарту в старых помещениях. Нужна новая рассадка, нужно новое позиционирование педагога относительно учащихся. И здесь по социальной инфраструктуре у нас сейчас реализуется второй год проект по поддержке развития дошкольных учреждений в регионах. Это уникальный проект, но благодаря ему мы сделали серьезный шаг вперед. В прошлом году мы создали дополнительно 390 тыс. мест в дошкольных учреждениях, и в этом году у нас выделены такие же средства. Мы ожидаем такого же результата. Это не конец, там все равно станется дефицит 400 тысяч. Мы надеемся его устранить за будущий год.

Очень важно, чтобы сама система перехода на образовательные стандарты как задача амбициозная, очень содержательная, очень мудрая задача, чтобы она у нас тоже не останавливалась, и шла бы от одной ступени обучения к другой. В младшей школе у нас переход на новые стандарты происходит довольно успешно, как мы оцениваем. То же самое сейчас происходит с дошкольным образованием, мы начали переход в среднем образовании. А старшая школа — это очень серьёзная тема, по поводу которой предстоит работа. Сейчас некоторые регионы начинают инновационные проекты в области образования, которые касаются именно старшей школы. Основной задачей они ставят поддержание мотивации учащегося, поддержание его интереса к учебе, поддержание его любознательности. И таким образом плавное перетекание в некоторое профессиональное образование. И эти задачи, эти новые формы образования, новые стандарты будут оформлены как стандарты. Мы перейдем к этим новым программам в течение ближайших двух лет.

Это основные точки. Я не буду останавливаться сейчас на рынке труда. Здесь вопрос примерно на полчаса, но мы постоянно с вами общаемся, и я готова какие-то отдельные вопросы обсуждать в рабочем порядке. А вам я хочу пожелать успешной работы, и не только сегодня,  но и в тот период, когда мы работаем регулярно в рабочем режиме.

Вопросы

С.А. Денисов, Екатеринбург:

После событий 16 марта что вы скажете о бюджетном финансировании всех программ, которые вы нам перечислили на ближайшие 2-3 года?

О.Ю. Голодец:

На ближайшие 2-3 года бюджетное финансирование всех программ не поменяется. Новые события не затрагивают программ образования, здравоохранения и всех остальных социальных обязательств РФ.

А.А. Френкель, институт экономики РАН

 В СМИ появилась информация, что готовится проект закона для многодетных  семей (3 и более детей). Будут большие привилегии для одного ребёнка при поступлении в вуз. Прокомментируйте эту информацию, пожалуйста.

О.Ю. Голодец:

Я не могу прокомментировать, потому что я с такой  инициативой не сталкивалась и не слышала о ней.

С. Земсков, ВШЭ:

Не могли бы вы пояснить, в связи с тем, что мы говорили о первом рождении, чем обусловлено с точки зрения экономики максимальные выплаты беременным по родам и рождению ребенка. То есть она получается почти в два раза ниже средней заработной платы по Москве.

О.Ю. Голодец:

Вы предлагаете увеличить пособие по беременности и родам?

С. Земсков:

Там есть высшая планка, даже если заработная плата человека превышает ее. Эта высшая планка составляет половину средней заработной платы в столице.

О.Ю. Голодец:

Это абсолютно страховая выплата, она осуществляется за счет Фонда социального страхования. И она рассчитывается как страховая выплата. Поскольку у нас есть ограничения по сборам, то у нас есть и ограничения по выплатам. Если мы снимем потолок по сборам, то у нас не будет и потолка по выплатам. Так устроена любая страховая система, и это то, к чему мы пришли. Но обычно на предприятиях, которые выплачивают своим сотрудникам высокую зарплату, существует еще целый ряд льгот, предусмотренных внутренним распорядком. И я знаю много примеров, когда женщинам в период беременности и период ухода за ребенком доплачивают до средней зарплаты.

Я.И. Кузьминов:

Спасибо. Если мы в первой половине и Силуанов, и Ясин, и другие коллеги славились длинными вопросами и ответами, то Ольга показала нам пример, что можно давать короткий ответ на короткий вопрос. Социальная политика гораздо конкретнее, чем макроэкономика.

Я хотел бы высказаться на некоторые темы, которые здесь поднимались, и попытаться связать проблемы социальной политики, о которых мы говорим, проблемы инновационной политики, о которых мы тоже будем говорить, с темами, которые обсуждались на первой сессии.

Это дополнительные источники роста. У Марека Домбровского были очень интересные обобщения возможных дополнительных источников, или долгосрочных факторов роста, можно так их назвать. И уже началась дискуссия по этому поводу.  Мне кажется, что в ближайшие примерно 15 лет у нас предстоят несколько новых технологических революций, которые дадут реальный вклад в изменение экономических  отношений. В первую очередь, это биоинженерия, это информационные технологии и когнитивные науки. Может быть, в какой-то степени 3d-принтинг, о котором тут говорили как о факторе индивидуализации производства и торговли. У них с большой вероятностью будут социально-экономические последствия, которые через 5, может быть, 10 лет (здесь не может быть абсолютного прогноза) могут дать очень серьезные новые факторы экономического развития, и они коснутся всего мира.

Это возможность эффективного компьютерного перевода, фактически ликвидация обособленности национальных языков. Если сейчас образовательные и экономические системы отделяются друг от друга незнанием языка, то, как считают многие коллеги, у нас в десятилетней перспективе с почти 80% вероятностью эта проблема будет снята. Соответственно, это окажет огромное воздействие на глобализацию и рынка труда, и рынка вообще, и культурной жизни, и образования. Возможность заимствования новых инновационных вещей людьми не высшей квалификации, свободно знающими иностранные языки, а людьми средней квалификации. Это будет иметь гораздо больший эффект на глобальные рынки, на мой взгляд, чем те эффекты, которые действовали в 90-х и начале 2000-х гг. в виде либерализации торговли, волны рыночных реформ.

Второе – это, возможно, новая структура потребления. Резкий рост экономики интеллекта, экономики впечатлений в странах с высоким уровнем доходов 15-20 тыс. долларов, к которым относится и Россия, мы наблюдаем резкий рост этого. И не исключено, что это затронет уже все страны, в первую очередь  Китай, с очень большими последствиями для всей мировой экономики.

Третье — рост человеческого капитала в развитых странах в результате биоинженерной революции. Увеличение продолжительности деловой жизни как минимум на 15-20 лет. Это абсолютная реальность, когда мы сейчас обсуждаем возможность повышения пенсионного возраста, мы же исходим не из мальтузианства, а из того факта, что человек до 70 лет с вероятностью 65% работает почти полный рабочий день, если у него есть рабочее место. Это увеличение человеческого капитала не в развивающемся виде, где оно, как Марек правильно показал, дошло уже до предела и сейчас пойдет на снижение, а в наиболее развитых и богатых странах, это тоже новая реальность, с которой мы и в экономике, и в социальной политике должны иметь дело.

Четвертое — это единый рынок труда для работников с высоким профессиональным уровнем и с высоким образованием. При этом этот единый рынок труда (сейчас он достаточно единичен в силу тех же языковых разрывов) уже через 5-10 лет будет на порядок больше в странах Центральной и Восточной Европы, через 10 лет в странах бывшего СССР, в силу того, что молодое поколение на рабочем уровне владеет иностранными языками, и в силу той революции автоматического перевода, о которой мы сейчас говорили. Это огромный вызов для стран с меньшем уровнем дохода, с меньшим уровнем вознаграждения, вызов, который обычно называется утечкой мозгов, но в данном случае речь идет об утечке вообще дееспособных квалифицированных работников.

И последняя тема, почему-то о ней редко говорят в последнее десятилетие, в 80-х гг. говорили активно, это так называемый экологический рост. Ускоренное развитие тех или иных отраслей как ответ на повышение требований к качеству среды. Сейчас развитые страны вплотную подошли к экологическому росту. Мы должны видеть вызов радикального обновления структуры рынков. Мы должны видеть вызов индивидуализации производства и потребления. Некоторые говорят, что будет ликвидирована розничная торговля, не знаю, умрет ли она. Факт в том, что для России самое страшное даже не потеря связи с глобальной финансовой системой.  Для России самое страшное и опасное — оказаться вне круга этого обновления. Потому что на сегодняшний день, Леонид Маркович Гохберг может меня поправить, в России ведутся исследования по 5% из общих фронтиров исследований, примерно так. И в результате с этим связан вызов. Мы должны отстаивать национальные интересы, мы должны добиваться расширения наших рынков. Мы должны понимать, что наши национальные интересы связаны с будущими рынками, а не только с рынками, которые были когда-то, и с рынками, которые мы видим сейчас. Упускать возможность принять участие в глобальном разделении труда на следующий период (а то, о чем я сказал,  это некоторые наиболее вероятные прогнозы относительно того, что будет уже в 2025 г.) означает обрекать себя на поражение. И я уверен, что ни российское руководство, ни российское общество к этому не готово.