Антон Силуанов: «В непростые времена нельзя жить на широкую ногу»
В сегодняшней экономической ситуации увеличение госрасходов не может быть способом стимулирования внутреннего спроса, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. Его выступлением открылась XV Апрельская международная конференция НИУ ВШЭ.
В сегодняшней экономической ситуации увеличение госрасходов не может быть способом стимулирования внутреннего спроса, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. Его выступлением открылась XV Апрельская международная конференция НИУ ВШЭ.
Антон Силуанов |
«Риски неустойчивости возросли», — признал Антон Силуанов, начиная свой доклад. Санкции, введенные против российских чиновников и компаний, только усилили общую нервозность. Объем инвестиций за два месяца сократился на 5%, подорожали кредиты для российских компаний, инвесторы «ждут, что будет дальше». Ситуацию осложняет значительный отток капитала, который выражается как в непосредственном выводе его за границу, так и в переводе рублевых сбережений в валютные. «Мы должны быть готовы к любым сценариям развития ситуации», — предупредил министр.
По его словам, многие эксперты в качестве спасительной меры предлагают стимулировать внутренний спрос за счет увеличения бюджетных расходов, как это было сделано в период кризиса 2008-2009 годов. Однако сейчас положение иное: если тот кризис был хоть и резким, но скоротечным и относительно быстро сменился восстановлением, то сейчас наблюдается длительное сокращение темпов роста и инвестиций. В такой ситуации поддерживать внутренний спрос государству пришлось бы постоянно.
Что можно и нужно делать, так это облегчать работу бизнеса и улучшать деловой климат
«Сможем мы это за счет государства сделать? Ответ очевиден», — констатировал Антон Силуанов. Даже при высоких ценах на нефть Россия имеет «трудный» бюджет. Ненефтегазовый дефицит составляет 10% ВВП, при увеличении госрасходов он еще возрастет. «У нас нет возможности профинансировать такие дефициты, — продолжил министр. — Для того чтобы занять 1% ВВП с внутреннего рынка, нужно будет повышать ставки в экономике».
Минфин старается избегать внутренних заимствований по причине их высокой цены. Возможный вариант — покупка Центральным банком казначейских облигаций на вторичном рынке. Но этот механизм чреват рисками инфляции, роста импорта, разбалансировки платежного баланса, снижения золотовалютных резервов, ослабления рубля — и, по выражению господина Силуанова, «пошло-поехало».
Поэтому позиция Минфина заключается в том, что «в непростые времена нужно поджаться, а не жить на широкую ногу — возможно, на длительный период: год, два, три». «Нельзя поддаваться желанию побольше потратить», — подчеркнул Антон Силуанов.
Что можно и нужно делать, так это облегчать работу бизнеса и улучшать деловой климат. Кроме того, нужно наконец научиться использовать средства Фонда национального благосостояния. Пока что они просто «лежат на депозитах» вместо того, чтобы быть направленными на инвестиционные проекты.
Далее, необходимо активизировать работу естественных монополий. «Мы им в этом году заморозили тарифы и просили их не сокращать инвестиционные программы — не вышло», — сказал министр. Между тем естественные монополии обладают очень большими возможностями для инвестирования во внутреннюю экономику.
Еще один резерв кроется в высвобождении бюджетных средств. «Пенсионная реформа могла быть пожестче», — заметил Антон Силуанов. От повышения пенсионного возраста «не уйти» — только на то, чтобы сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, тратится триллион рублей. Министр заметил, что, например, в присоединенном Крыму возраст выхода женщин на пенсию составляет 60 лет. Следует стимулировать граждан к накоплению большего трудового стажа. Без этого пенсионная система никогда не будет самодостаточной.
«Это непростые вещи, но важные, и ими надо заниматься. Только когда инвесторы увидят, что мы не разбазариваем ресурсы, а проводим жесткую финансовую политику, они будут вкладывать в российскую экономику», — уверен Антон Силуанов.
Отвечая на вопрос ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова о последствиях ослабления рубля, министр заметил, что правительство никогда не ослабляло рубль, чтобы увеличить доходы бюджета. Ослабление рубля хотя и выгодно российским экспортерам, но имеет и негативные эффекты, прежде всего в виде увеличения перетока из рублевых активов в валютные. Особенно опасным это может стать, если к этому процессу массово подключится население. «Мы тогда подорвем доверие к национальной валюте и говорить о стимулировании экономического роста не придется», — заключил Антон Силуанов.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука