• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие проблемы сегодня существуют в тарифном регулировании коммунальной сферы России и как эффективно их решить

Каким должен быть вектор тарифной политики государства в инфраструктурном секторе?

Какие проблемы сегодня существуют в тарифном регулировании коммунальной сферы России и как эффективно их решить

Sugarman Joe // Unsplash

Каким должен быть вектор тарифной политики государства в инфраструктурном секторе? Поставщики услуг в регулируемых отраслях (энергетики, коммунального комплекса) заинтересованы в покрытии издержек согласно темпам реальной инфляции, в возмещении инвестиционных затрат. Потребители регулируемых услуг – напротив, в сдерживании тарифов и ограничении доли расходов на ресурсоснабжение в бюджете домохозяйств, себестоимости производств. Для сохранения баланса интересов производителей и потребителей Правительство при определении темпов роста регулируемых цен руководствуется принципом индексации «инфляция минус». Однако на фоне трансформации экономической политики данный подход требует внимательного осмысления.

 Поиск «баланса интересов» в условиях изменившейся экономической реальности - центральная тема доклада НИУ ВШЭ «Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива». Доклад подготовлен Институтом экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ под руководством Ильи Долматова в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Мероприятие проходит в Высшей школе экономики с 4 по 14 апреля в рамках Десятилетия науки и технологий.

 В докладе уделено внимание результативности текущей модели тарифного регулирования с точки зрения «традиционных» отраслевых проблем (износ, недостаточный уровень энергетической эффективности, недофинансирование) и перспектив их решения в сформированных параметрах индексации до 2025 года. Отдельно были рассмотрена степень влияния регулируемого ценообразования на либерализацию внутреннего рынка газа и развитие конкуренции на рынке электроэнергии.

 Авторы исследования обосновывают необходимость трансформировать созданные механизмы регулирования, обеспечив целенаправленное стимулирующее воздействие как на поставщиков услуг, так и на их потребителей. По их мнению, тарифное регулирование должно способствовать инвестиционной привлекательности инфраструктуры, реализации внутреннего потенциала повышения ее эффективности и не препятствовать развитию конкуренции.

 Для достижения этих результатов авторы предлагают установить измеримые и контролируемые стандарты обслуживания потребителей и финансовую ответственность ресурсоснабжающих организаций перед потребителями за их несоблюдение. При этом за качественные услуги должна определяться справедливая цена, позволяющая обеспечить надлежащее состояния инфраструктуры.  Кроме того, потребуется упростить существенную часть регуляторных процедур, пересмотреть принципы формирования целевых (прогнозных) темпов индексации тарифов в инфраструктурных отраслях, использовать имеющиеся инструменты для отказа от ценовых искажений, негативно влияющих на развитие газового и энергетического рынков.