«Если мы не анализируем сценарии будущего, то будущее ударит нас крышкой по голове»
Российские компании вынуждены адаптироваться к новой реальности. На повестке дня спрос на импортозамещение, реструктуризацию, поиск источников финансирования и адаптация мер господдержки. О трудностях, с которыми сталкивается бизнес, и способах их преодоления на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции говорили эксперты из РСПП, консалтинга и ведущих российских компаний в ходе круглого стола «Корпоративные финансовые стратегии в новой реальности».
Пауза для переосмысления
«Мир, в котором мы оказались, дал возможность методологического переосмысления. Эта пауза человеку нужна, а стране тем более», — подчеркивает первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков. «Если мы не анализируем сценарии будущего, то будущее ударит нас крышкой по голове», — уверен он.
Аналитическая работа идет на разных уровнях. «Новая реальность серьезно изменила подходы компаний, появились новые требования ко всем блокам российского бизнеса», — обратила внимание исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Мария Глухова. Положительным моментом, по ее словам, стало сохранение ориентации компаний на долгосрочное планирование.
Мария Глухова
«В предыдущие кризисные периоды сокращалась доля компаний, которые составляют долгосрочные стратегические документы, 2022 год стал исключением», — сказала она. Опрос предпринимателей, проведенный РСПП, показал, что растет доля компаний, готовящих инновационные стратегии. «Компании сохраняют глубину стратегического планирования и не готовы отказываться от инноваций и цифровизации», — подчеркнула вице-президент РСПП.
Исход иностранцев и импортозамещение
Одной из главных трудностей для российских компаний остается импортозамещение оборудования. «Компании говорят, что российские аналоги западной продукции отсутствуют в принципе. В отношении материалов, сырья и комплектующих ситуация выглядит более оптимистично», — отметила Мария Глухова. К настоящему моменту примерно 30% компаний заявили, что смогли найти российские аналоги оборудования. «С одной стороны, это классный результат — всего лишь через год с момента введения санкций. С другой, проблема стоит по-прежнему остро», — подчеркнула она.
Анастасия Кабаева
По словам исполнительного директора компании «Технологии доверия» Анастасии Кабаевой, с февраля 2022 года российский рынок покинули более тысячи иностранных компаний. «Эта тысяча компаний закрывала порядка 70% поставок технологического оборудования. Компании заявляют, что 50% из этого IT-оборудования были критическими. Другая половина легко заменяема или имеет российский аналог. В основном пострадали производственная сфера, информационные технологии, финансы, потребительские товары», — перечисляет она.
Уход части иностранных поставщиков заставил бизнес внимательнее присмотреться к разработкам отечественных производителей. Компании, делая решение для себя, понимают, что для него образовалась ниша, и продвигают свое решение на рынок. На этом фоне происходит ускорение апробации и внедрения проектных решений. «Если раньше компании понимали, что у них есть год-полтора на то, чтобы что-то внедрить, то сейчас мы декларируем, что некоторые “пилоты” ускорились в 3–4 раза», — поделилась Анастасия Кабаева.
По пути реструктуризации
Одним из ответов российских компаний на вызовы нового времени стала массовая реструктуризация. «Раньше реструктуризация бизнеса была прерогативой небольшого количества компаний. Сейчас реструктуризация постигла практически всех в разных формах», — отмечает партнер налоговой юридической практики «Б1» Юрий Нечуятов. «Реструктуризация — это не только реструктуризация долгов или акционерной структуры. Это и изменение бизнес-процессов, и организационная реструктуризация с кадрами, например», — пояснил он.
Правильно проведенная реструктуризация не только сокращает регуляторные, налоговые и иные риски, но и создает новые конкурентные преимущества, отмечает Юрий Нечуятов. К таким преимуществам относятся новые цепочки поставок, улучшение финансовых показателей, повышение инвестиционной привлекательности.
Старший директор департамента реструктуризации банка непрофильных активов «Траст» Дмитрий Мигель подчеркнул, что главной целью реструктуризации является восстановление доверия, так как «в условиях кризиса доверие между стейкхолдерами и бизнесом нарушается». Ключевую роль здесь играют банки, которые и инициируют пересмотр кредитных условий и оптимизацию функционирования компании.
В поисках новых инвестиций
Эксперты отмечают, что среди проблем, возникших перед российским бизнесом, — не только обслуживание уже взятых кредитных обязательств, но и возможность финансировать инвестиционные проекты. Выпускать традиционные еврооблигации отечественные компании сейчас не могут, один из инструментов, который помог их заменить, — облигации в юанях, ставка там достаточно низкая. «Однако, чтобы пользоваться этим инструментом, у вас должна быть экспортная выручка в юанях», — обратил внимание Дмитрий Коломыцын, директор по корпоративным финансам и связям с инвесторами НЛМК.
Дмитрий Коломыцын
По словам руководителя направления инвестиционного банковского обслуживания Россельхозбанка Сергея Смирнова, облигации в юанях позволяют хеджировать валютные и минимизировать санкционные риски. «Кроме того, юань обладает высокой ликвидностью на рынке», — добавил он. Доступными инструментами также остаются «замещающие» облигации российских компаний, выпущенные взамен еврооблигаций, и «золотые бонды» — облигации золотодобывающих компаний, номинальная стоимость которых привязана к котировкам золота.
Самым большим ресурсом российского фондового рынка является превращение потребителя компании в инвестора, подчеркивает Денис Шулаков. «У нас 38 млн брокерских счетов, из них только у 2 млн инвестировано более 100 тыс. рублей. Если мы на эту аудиторию будем смотреть, мы никуда не сдвинемся. Когда институциональные инвесторы сидят на заборе и ждут, население только начинает щупать, оно будет щупать то, что ему понятно и доступно», — считает первый вице-президент Газпромбанка.
Сотрудничество с банками является еще одной трудностью, с которой сталкиваются компании, подчеркнул директор по корпоративным финансам и связям с инвесторами НЛМК Дмитрий Коломыцын. «До февраля была возможность занимать под дешевые ставки. Сейчас диалог с иностранными банками выстраивается тяжело», — говорит он.
Доступным инструментом остаются кредиты в российских банках, однако и тут сохраняются сложности. «В любом банке сейчас самый важный департамент — это комплаенс. Пока корпорация не пройдет все круги проверок, открыть кредитную линию очень тяжело», — признает Дмитрий Коломыцын.
Меры господдержки
В настоящее время запущен и работает целый ряд мер государственной поддержки предпринимателей. «Мер поддержки огромное разнообразие, их можно весело почитать на ночь глядя, их юридическая техника позволяет великолепно отойти ко сну, — говорит ассоциированный партнер группы «Б1» Александр Чижов. — Режимы сложные и похожи друг на друга. Чтобы понять, какой наиболее эффективен, недостаточно почитать кодекс на ночь, необходимо построить многофакторную финансовую модель. Они все эффективны в разной степени».
Александр Чижов
По словам ведущего специалиста по налогам компании «ЛУКОЙЛ» Натальи Сердюковой, одним из наиболее эффективных инструментов является соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Такой документ может быть подписан как на уровне РФ, так и на уровне регионов и муниципалитетов и позволяет компенсировать бизнесу часть инвестиций.
Мария Глухова отметила, что опросы РСПП зафиксировали рост интереса компаний к мерам государственной поддержки. Субсидии и льготные займы пользовались большим спросом, чем в предыдущие годы. «Господдержка — это хорошая вещь, но не решает системных проблем компаний и проблемы доступности длинных и дешевых денег на рынке», — подчеркнула исполнительный вице-президент РСПП.
Тренд на ESG
Несмотря на кризис, переосмысление и трансформацию, ESG остается важной повесткой для всех участников бизнес-процессов: инвесторов, клиентов, государства, а также для сотрудников предприятий. «Компании, которые делают что-то полезное, становятся сильным HR-брендом. Мы с вами заходим в демографическую яму, и конкурировать за квалифицированные кадры мы будем сильно», — подчеркивает руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северстали» Владимир Залужский. «Северсталь» разработала ESG-стратегию до 2030 года. «Через раскрытие публичных целей, за которые ты отчитываешься, происходит повышение доверия», — подчеркивает он.
Ирина Бахтина
В поддержку ESG-повестки выступила также директор по устойчивому развитию объединенной компании «РУСАЛ» Ирина Бахтина. «Прошлый год поставил вопрос, сохранять публичную отчетность или нет. “РУСАЛ” пошел по пути дальнейшего раскрытия [информации]», — рассказала она. Несмотря на то что работа с международными рейтингами приостановлена, ESG-показатели «РУСАЛа» продолжают находиться на уровне международных стандартов, добавила Ирина Бахтина.
«Мы считаем, что изменения смогут произойти, когда ESG будут заниматься не 10–20 или 100 компаний, а когда это будет очень широкая повестка, и там будет и средний, и малый бизнес», — подчеркивает исполнительный директор дирекции по ESG Сбера Иван Барсола. В качестве поддержки развития этого направления Сбер предлагает компаниям зеленые кредитные продукты. Однако, подчеркивает Барсола, для дальнейшего движения к ESG-трансформации необходим спрос со стороны государства и потребителей.
Автор: София Махайкова, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ