• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как инновации могут помочь в изучении потенциала человека?

Как инновации могут помочь в изучении потенциала человека?

© iStock

Технологические инновации могут помочь измерять и анализировать психологические и физиологические данные, отражающие человеческий потенциал. Современные технологии позволяют собирать и анализировать большие объемы информации о человеческом организме, его функциях и возможностях. Какие новые инновационные способы измерения человеческого потенциала существуют? Какой вклад они внесут в науку уже в ближайшем будущем? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Инновационные направления исследований человеческого потенциала», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Эксперты обсудили темы своих исследований, поддержанных в рамках конкурсного отбора Фонда развития прикладных исследований (ФРПИ) НИУ ВШЭ и Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП), актуальность и степень изученности проектов в России и за рубежом и промежуточные результаты своей работы. В мероприятии приняли участие ведущие исследователи из НИУ ВШЭ: Мария Нагерняк, Екатерина Стрельцова, Павел Сорокин, Александр Тимофеев, Елена Селезнева, Анна Гребенюк, Оксана Зинченко, Лилия Овчарова. В качестве модератора дискуссии выступила Ольга Ворон, советник проректора НИУ ВШЭ, заместитель директора Дирекции НЦМУ ЦМИЧП.

В рамках дискуссии Мария Нагерняк, заместитель проректора НИУ ВШЭ, директор Дирекции НЦМУ ЦМИЧП представила научный проект «Изучение вопросов распределения времени в разных социально-демографических группах с учетом контекста пандемии COVID-19». Она отметила, что понимание того, как люди используют и структурируют свое время, имеет важное значение для оценки материального и культурного уровней жизни населения. У всех людей два наиболее дефицитных ресурса — это деньги и время. Если первый хорошо изучен и постоянно мониторится, то вопрос изучения распределения времени до сих остается открытым. С какими основными проблемами и трудностями сталкиваются люди при организации своей рабочей деятельности? Как меняется соотношение рабочего и личного времени? И как это влияет на качество жизни? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, по результатам проекта учёные открыли Центр исследований бюджетов времени НИУ ВШЭ, ставший междисциплинарной исследовательской инициативой НЦМУ. «То, как люди тратят время на разные виды занятий, — ключ к пониманию их повседневной жизни, и значение таких знаний трудно переоценить», — подчеркивает Мария Нагерняк.

Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, и Александр Тимофеев, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, представили научный проект «Обучение рабочих на фондовом рынке как элемент развития человеческого потенциала». Согласно исследованию, в России открыто 24 миллиона брокерских счетов, более 3 миллионов людей торгуют ежедневно, при этом данный вид деятельности требует специальных и общих навыков, которым не учат ни в школе, ни в вузе. Возникает вопрос, как неформальное образование реагирует на этот запрос? Учёные выяснили, что обучение работе на фондовом рынке имеет не только прямые эффекты по пониманию торговли ценными бумагами, но и более широкие: обучение работе на фондовом рынке приводит к развитию предпринимательских навыков, повышает социальную и экономическую активность, что является особенно важным аспектом человеческого потенциала в современных условиях. Поэтому элементы обучения работе на фондовом рынке могут быть полезны для поддержки инициатив по развитию предпринимательства, в том числе, среди студентов вузов. В России подобные исследования ранее не проводились, и сейчас в планах исследователей стоит задача разработать соответствующие образовательные продукты как для обучения взрослых, так и для студентов.

Елена Селезнева, старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ, представила научное исследование, посвященное ментальному здоровью различных групп населения, влияния на него различных событий и способов поддержки ментального здоровья. Она отметила, что здоровье — это в первую очередь состояние не только физического, но и ментального благополучия. Кроме того, пандемия сильно изменила статистику по ментальному здоровью внутри страны, ситуация кардинально поменялась, что подчеркивает актуальность проведения нового исследования по теме изучения ментального здоровья населения после 2020 года. И если раньше государства и институты здравоохранения уделяли не так много внимания ментальному здоровью граждан, то теперь, когда после пандемии ментальное здоровье россиян попало под удар, этой теме придают особое значение. Чтобы изучить ментальное здоровье людей, проживающих на территории России, участники исследования провели интервью с наиболее уязвимыми группами населения, приняв во внимание тот факт, считают ли они ментальный компонент благополучия человека «здоровьем» как таковым.

Екатерина Стрельцова, директор центра статистики и мониторинга науки и инноваций, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ рассказала о научном проекте, посвященном спросу на цифровые технологии и их влияние на повседневную жизнь человека. Она отметила, что современные цифровые технологии оказывают большое влияние на различные аспекты человеческой жизни: социальные, экономические, культурные и политические процессы. Поэтому в научной повестке актуальным является исследование вовлеченности различных слоев населения в цифровую среду, их способности адаптироваться к новым условиям и факторы, влияющие на данную вовлеченность. В рамках усиливающегося процесса цифровизации общества исследование человеческого потенциала в контексте уровня его цифровой грамотности, цифровой культуры и культуры данных становится ключевым фактором в формировании эффективных стратегий развития цифровой экономики и формирования социально-экономического потенциала для дальнейшей цифровизации и цифровой трансформации. Особенно важно понимать, каким образом различные группы населения используют цифровые технологии, насколько они вовлечены в данную среду, и каким образом обеспечить их максимальную вовлеченность.

Анна Гребенюк, заместитель директора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, представила исследование, посвященное технологиям биохакинга и отношению населения к ним. Биохакинг — большой набор разных технологий и методик, способных расширить и спектр решений, методик и практик, нацеленных на повышение продолжительности и качества жизни, улучшение физических и когнитивных способностей. К ним относятся различные препараты (например, биостимуляторы и БАДы), продукты функционального питания и специальные диеты, «умные лекарства» (препараты, улучшающие когнитивные способности человека), микрочипы, чипы-импланты, сенсоры для тела и мозга, персонализированные программы питания и тренировок и др. Многие из данных методик становятся все доступнее, однако вопрос их принятия обществом остается открытым. Реализованная работа — первое исследование по данной тематике, проведенное в России. Оно опирается на опыт подобных опросов общественного мнения в части использования цифровых технологий, нанотехнологий и других инновационных решений (например, мониторинг инновационного поведения населения, исследование спроса населения на цифровые технологии и факторов интеграции в цифровую среду, российский мониторинг экономического положения и здоровья населения).

Оксана Зинченко, старший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, представила проект, посвященный фокусу на нейробиологических компетенциях социального поведения. Основное внимание исследователей было уделено проблеме восприятия нарушений социальных норм. Так, в рамках проекта участники изучили и протестировали различные методы оценки степени усвоения социальных норм. Как люди приспосабливаются к новым социальным нормам? Какую реакцию они вызывают? Могут ли психологические характеристики помочь предсказать, как человек адаптируется к новым рамкам и правилам? Для ответа на эти и другие вопросы исследователи предприняли попытка понять, как различная подача информации о новых социальных нормах и/или их нарушении влияет на потребителя информации и на его поведенческую реакцию. Проект, в первую очередь, был нацелен на решение фундаментальной задачи, результаты которой могут быть транслированы в прикладные задачи в ближайшем будущем.

Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, инициатор НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» подвела итоги обсуждения. Она отметила, что все представленные научные проекты НЦМУ — ФРПИ относятся к сфере совершенно новых направлений научных исследований, которые ранее не были досконально изучены ни в России, ни за рубежом. В этом смысле ученые НЦМУ фактически являются первооткрывателями, у них есть уникальная возможность стать новаторами в каждом из своих проектов. Чтобы закрепить и систематизировать полученные результаты и отслеживать прогресс учёных по каждому из проводимых ими исследований, она выступила с инициативой создать серию подкастов — удобную форму изложения для каждого, кто хотел бы поделиться итогами и промежуточными этапами своих научных проектов. В будущем также рассматривается возможность создания Совета молодых ученых НЦМУ ЦМИЧП для налаживания и укрепления сотрудничества между молодыми исследователями. 

Мероприятие прошло в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).