• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Декарбонизация экономики принесет значительные экономические выгоды

Сокращение выбросов парниковых газов, «декарбонизация» мировой экономики, становится одним из ключевых вызовов человечества в XXI веке. Такой вывод содержится в совместном исследовании НИУ ВШЭ, Института Географии РАН, РАНХиГС и ТПУ.

Декарбонизация экономики принесет значительные экономические выгоды

© iStock

Коллектив авторов НИУ ВШЭ, Института Географии РАН, РАНХиГС и ТПУ представил доклад к XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Изменения климата вследствие роста концентрации парниковых газов (ПГ) в атмосфере негативно влияют на экономику, экосистемы, природу и качество жизни во всем мире, в том числе и России. Сокращение выбросов ПГ, «декарбонизация» мировой экономики, становится одним из ключевых вызовов человечества в XXI веке.

Декарбонизация экономики при соответствующем стимулировании структурных и технологических изменений принесет значительные социальные, экономические и экологические выгоды, включая рост занятости в высокотехнологичных отраслях, снижение рисков для здоровья в связи с сокращением загрязнения окружающей среды, расширение участия в мировых рынках «зеленой» продукции и услуг.

Важным фактором снижения выбросов ПГ и улучшения экологической ситуации становится климатически ориентированное лесное хозяйство и связанные с ним изменения в аграрной отрасли, призванные не допустить выхода почвенного углерода в атмосферу. Россия – ведущая лесная держава мира, она располагает 22% глобальной площади лесов и 21% запасов лесных ресурсов. Разница между поглощением и выбросами ПГ в лесах России составляет около 625 млн т СО2-эквивалента в год. Леса поглощают примерно 20% парниковых газов, ежегодно образующихся в экономике РФ. Их поглощающая способность может быть увеличена за счет расширения посадок лиственных деревьев, что также повысит и устойчивость лесов к негативным климатическим и иным воздействиям.  Россия может получить прибыль от стратегических лесных активов путем реализации лесоклиматических проектов, которые способствуют углерод-депонирующей экосистемной функции лесов и ее монетизации на углеродных рынках.

Важную роль могут также сыграть леса, расположенные на сельскохозяйственных землях: один гектар защитных и противоэрозионных лесов на сельскохозяйственных землях поглощает в год около 7 тонн СО2, в 7 раз больше, чем гектар обычного леса. Пока огромный потенциал повышения поглощения углерода лесными экосистемами на засушливых землях и потенциал повышения устойчивости сельскохозяйственных земель к климатическим шокам за счет защитного лесоразведения используется в России крайне слабо. Для формирования природосберегающих практик необходимы солидарные действия крупных компаний, региональных властей и местных сообществ на основе долгосрочных соглашений.

Сложная ситуация складывается в Арктике, регионе с уязвимой природной средой. Прогрессирующая деградация мерзлоты на суше и на шельфе приводит к разрушению инфраструктуры портов, городов, транспортных магистралей (включая нефтегазопроводы), промышленных предприятий, что уже вызвало убытки в миллиарды рублей только на территории России. Аварийные ситуации, связанные с недоучетом степени деградации подводной мерзлоты и дестабилизации гидратов, способны привести к тяжелым экологическим и социально-экономическим последствиям. Поэтому освоение ресурсов арктического шельфа должно начинаться с научного изучения указанных проблем, формирования плана по управлению георисками, разработки новых технологий.

Дополнительным вызовом для экологической ситуации в Арктике может стать освобождение запасов метана и их выход в атмосферу Земли. Метановый потенциал арктических шельфовых гидратов может привести к многократному увеличению содержания атмосферного метана и труднопредсказуемым климатическим последствиям. По некоторым оценкам, поступление метана в атмосферу может привести к дополнительному потеплению климата, сопоставимому с эффектом от удвоения содержания двуокиси углерода в атмосфере до 2100 г.

В долговременной перспективе дестабилизация предполагаемого потенциала гидратов морей Восточной Арктики станет глобальным вызовом и может нанести существенный ущерб социально-экономическому развитию не только России, но и других стран мира. Именно поэтому на исследование подводной мерзлоты и оценку эмиссии метана из морей Восточной Арктики в США и странах ЕС в последние годы выделяются гранты в размере десятков миллионов долларов США.

В рамках Научного центра мирового уровня (НЦМУ), созданного в НИУ ВШЭ, планируется осуществить крупнейший исследовательский проект в истории изучения Северного Ледовитого океана, основанный на объединении интеллектуальных и материальных возможностей ученых РФ и Швеции, который даст ответы на крупнейшие вызовы современности в области реакции гидросферы (Северный Ледовитый океан, великие сибирские реки) и криосферы (подводная и наземная мерзлота, морской лед) на современные и будущие климатические изменения в контексте биогеохимических и экологических сдвигов в Арктике.