• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развития

В рамках этой специальной секции с разных дисциплинарных позиций обсуждалась широкая палитра эмпирических и теоретических разработок, соответствующих повестке исследований НЦМУ «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала». В дискуссию приняли участие лидеры практического поля развития соответствующих компонентов человеческого потенциала из всех организаций участников консорциума.

Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развития

© iStock

На сессии «Обучение предпринимательству: институциональный-ландшафт и педагогические подходы» эксперты обсудили академические исследования институциональной среды, условия реализации обучения предпринимательства в России и позицию лидеров масштабных инновационных проектов в сфере обучения предпринимательству. Соотнесение теоретических разработок и практических инициатив позволило получить комплексное понимание проблем и перспектив в бурно развивающейся области. Основным результатом обсуждений стало формирование повестки будущих совместных исследований и разработок. Одной из первых задач было уточнение концептуальных подходов к трактовке природы предпринимательства, факторов его поддержки и формирования, эффектов через призму соответствующих выводов для системы образования (как формального, так и неформального) и всей сферы институтов человеческого развития. Особенный концептуальный вклад в дискуссию был внесла Татьяна Клячко (РАНХиГС), известный исследователь и специалист в области экономики образования и образовательной политики.

 Сессия «Агентность, автономия, резильентность: взгляд через призму образования» началась с тезиса о том, что взросление человека в системе образования и семье связано с развитием его способности действовать относительно условий и их преобразования. Обнаружение контекста (тех самых условий), его преодоление или учет могут быть описаны как действия по освобождению, то есть по восстановлению сущностной человеческой природы. В какой мере современная социальная ситуация — система образования, семья, технологические среды — обеспечивает такое развитие — основной вопрос, который обсуждался на данной сессии. Важный вклад в работу сессии внес доклад исследователя Института этнологии и антропологии РАН Сергея Соколовского. Доклад акцентировал внимание на антропологическом ракурсе проблемы связи между человеком и окружающей средой.

На сессии «Формирование ключевых компетентностей как компонентов человеческого потенциала» эксперты обсудили проблемы, связанные с институциональными механизмами и педагогическими подходами к формированию ключевых компетентностей в условиях цифровой экономики. Участники дискуссии проанализировали институциональные барьеры и вопросы соотношения запросов рынка труда и компетентностей выпускников к конкретным практикам формирования компетентностей и соответствующих педагогических условий. В рамках сессии Елена Бренделева (МГИМО МИД России) представила доклад «Институциональные проблемы формирования человеческого капитала в условиях цифровой трансформации».

Сессия  «Измерение человеческого потенциала» была посвящена теме измерений человеческого потенциала с разных сторон. Участники мероприятия обсудили, какие компоненты человеческого потенциала нужно измерять и с какой целью и какие подходы к измерению человеческого потенциала предлагаются в современном мире. Алексей Тебекин (МГИМО МИД России) представил модель многоуровневой системы оценки уровня и динамики развития человеческого потенциала, а Валерий Григорьев (РАНХиГС) рассмотрел проблему «независимости» онлайн оценивания, что существенно обогатило дискуссию.


Видеозаписи сессий представлены по ссылке в YouTube. С материалами докладов секции можно ознакомиться по ссылке.