• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почетные и приглашенные докладчики

 ПОЧЕТНЫЕ ДОКЛАДЧИКИ

 Владимир АНДРЕФФ

Университет Париж-1 (Пантеон-Сорбонна), Обсерватория экономики спорта, Франция

Внешние прямые иностранные инвестиции стран новой волны с развивающейся экономикой

Изучение быстрого роста внешних прямых иностранных инвестиций Бразилии, России, Индии и Китая, т.е. стран БРИК, а также транснациональных корпораций, в период кризиса (Andreff 2014, 2016 a, &b; 2017), не оставляет без внимания тот факт, что некоторые из стран с развивающейся экономикой также продемонстрировали рост, существенно опережавший средние темпы роста мировой экономики, что позволило им занять значимые позиции и стать участниками рынка внешних прямых иностранных инвестиций за рубежом. Выборка таких (тринадцати) стран новой волны с развивающейся экономикой была сделана, исходя из такого критерия, как включение в рейтинги наиболее значимых участников рынка внешних прямых иностранных инвестиций в мировую экономику (Andreff, 2016c). Обзор литературы позволяет сделать вывод о наличии пока лишь небольшого числа статей о внешних прямых иностранных инвестициях и транснациональных корпорациях, представляющих страны новой волны с развивающейся экономикой. Анализ описательной статистики позволяет ретроспективно проследить динамику внешних прямых иностранных инвестиций, осуществленных транснациональными корпорациями из стран новой волны с развивающейся экономикой вплоть до 1970-х годов, уточнив их географию и отраслевую структуру, а также оценить относительную важность трансграничных слияний и поглощений в ходе расширения новых внешних прямых иностранных инвестиций. Простая эконометрическая оценка показывает, что прямые инвестиции, генерируемые странами новой волны с развивающейся экономикой, объясняются так называемыми стимулирующими факторами, такими, как ВВП страны, ВВП на душу населения, темпами роста ВВП, долей высокотехнологичной экспортной продукции в общем экспорте, количеством зарегистрированных технологических патентов, а также объемом ранее полученных прямых иностранных инвестиций. Эти результаты будут проанализированы с точки зрения модели пути развития инвестиций по Даннингу (1981, 1988; Dunning & Narula 1998), а также научной гипотезы Мэттьюса об использовании заемных средств (2002).


Ален БЕРТО

Нью-Йоркский университет, США

Функционирование рынков труда в городских условиях: мобильность и доступность жилья

Города представляют собой основные рынки труда. Эффективно функционирующие рынки труда создают возможность для появления таких преимуществ городской жизни, обеспечивающих ее высокое качество, как театры, музеи, парки, рестораны, а также многие другие достопримечательности. Производительность городов на душу населения увеличивается с ростом их рынков труда. Тем не менее, количество работников, составляющих рабочую силу, указывает лишь на объем потенциального рынка труда. Поскольку несовершенство городских транспортных систем снижает мобильность работников в столичном регионе, крупные рынки труда становятся фрагментированными и дробятся на более мелкие смежные рынки, сводя к минимуму потенциальную производительность города. Недоступность жилья, связанная с ограничениями по застройке городских земель и предложению жилья, может также повлиять на уменьшение размера рынков труда, либо создавая препятствия на пути миграции работников в город, либо вытесняя работников с низкой и средней квалификацией в отдаленные, труднодоступные районы. Поскольку производительность городов настолько зависит от эффективно функционирующих рынков труда, повышение мобильности и улучшение доступности должны быть главной целью тех, кто занимается городским планированием. Градостроители должны проводить мониторинг формирования рабочих мест в столичном регионе и развивать транспортные системы, которые являются отражением обусловленного спросом географического распределения занятости и жилья. Им необходимо создавать мультимодальные транспортные системы, которые наилучшим образом способствовали бы росту мобильности в условиях постоянно развивающегося городского землепользования. Они должны изучать правила землепользования, чтобы дать возможность как фирмам, так и работникам, использовать такое количество земельных участков и площадей, которое оптимально соответствовало бы их потребностям в конкретных локациях. Градостроителям следует на постоянной основе отслеживать доступность жилья для групп населения с различным уровнем доходов и принимать меры по исправлению ситуации, как только жилье становится недоступным для работников в различных сегментах городского хозяйства.


Паоло БИЗОНЬИ

Миланский университет, Италия

Формирование логистических компетенций в условиях нестабильности

В эпоху, для которой характерны нестабильность и неравномерность, постоянно меняющиеся сценарии, взаимодействие со сложными, требовательными и продвинутыми клиентами, внешне обусловленные потрясения дестабилизирующего характера и пандемические потоки (последним в порядке возникновения является коронавирус), требуются логистические навыки, глубокое переосмысление и формализация. Европейская логистическая ассоциация, ELA, активно поддерживает стандарты компетентности в области логистики на современном уровне для решения этих задач. В докладе рассказывается о двух сессиях экспериментальных семинаров с участием лидеров логистической отрасли для формулирования необходимых в современную эпоху компетенций в новых областях логистики в свете цифровизации, устойчивости к внешним факторам воздействия и способности к долговременному развитию. Кроме того, помимо обновления стандартов, также требуется настройка с учетом отраслевых требований, особенно в морском секторе, который отличается некоторыми особенностями от более широко известного производственного сектора. Сложность этого сценария, связанная с концентрацией операторов рынка, цифровыми трансформациями, увеличением размера судов, задачами по обеспечению устойчивости и другими непредвиденными факторами, заставляет нас полагать, что стандартные навыки для работы в логистике являются предварительным, но недостаточным условием. В силу этих причин необходим пересмотр и переосмысление стандартных компетенций как для управленческих, так и для оперативных должностей. Исследование проводится, чтобы понять, соответствуют ли квалификационные системы потребностям развивающихся рынков.


Курт БОНК

Индианский университет, США

Образование 20/20 навстречу Образованию 4.0: различное видение нашего меняющегося мира в сфере образования!

Бесконечно скучное механическое заучивание, свойственное Образованию 1.0 несколько десятилетий назад в конечном счете проиграло Образованию, когда в центре внимания оказались интересы обучающихся. Затем перед преподавателями возникли вызовы и дилеммы Образования 3.0. Однако, в современных условиях, включая изменения климата, значительную волатильность экономики, развитие робототехники, мировые миграционные сдвиги, и т.д., возникает бесспорная необходимость Образования 4.0. По мере нашего приближения к 2020 году, человечество оказывается в эпицентре образовательной революции. В последние несколько лет обучение становится все более коллаборативным, глобальным, мобильным, неоднородным, гибким, открытым, онлайновым, комбинированным, массовым, визуализированным, практически ориентированным, повсеместным, точечным, основанным на запросе, адаптивным и персонифицированным.
И это только начало! В наступившую эпоху Образования 3.0 обучение становится менее формальным, с использованием богатых ресурсов, а также самонастраивающимся процессом, где новой нормой является создание продуктов обучающимися, зачастую с использованием цифровых средств. Тем не менее, многие уже отчетливо слышат барабанную дробь, которой сопровождается появление на горизонте Образования 4.0. Сможем ли мы оказаться там? К счастью, мы живем в эпоху изобилия образовательных ресурсов, где стремления, игровой компонент, цель и свобода обучения доминируют над более скучными традиционными обучающими моделями для получения информации. Преподаватели и эксперты, с которыми мы встречаемся и взаимодействуем в ходе обучения, чрезвычайно эффективно выступают в качестве кураторов, советчиков, консультантов, наставников и учителей. Сейчас же доступ к таким менторам, наставникам, экспертам, коллегам и преподавателям можно одномоментно получить, используя мобильное устройство. Возможно, это признак того, что Образование 4.0 уже не так далеко. Само собой, эти новые преподавательские роли требуют уникального и динамично развивающегося набора основополагающих принципов. Таким образом, Профессор Бонк расскажет о наборе из 20 «новейших» принципов преподавания как «Примерной системе активации обучения», в состав которого входят Принцип гибкости, Принцип осмысленного обучения, Принцип выбора и вариантов, Принцип радости и оптимизма, Принцип спонтанности, Принцип высоких ожиданий, Принцип нетрадиционного обучения и т. д. Достаточно сказать, что в мире сейчас происходят грандиозные изменения, касающиеся новых форм обучения, как правило, с использованием технологий. Фактически, сейчас существуют три мега-тренда, касающиеся образовательных технологий: (1) технологии для вовлечения; (2) технологии для обеспечения всестороннего доступа; и (3) технологии для персонализации и индивидуального подхода в образовании.
Для лучшего понимания новых форм образовательного процесса Профессор Бонк расскажет об этих трех мега-трендах, а также о своих последних исследованиях о персонализациии онлайн-образования. Вместе с этим, в докладе будет представлено понимание методов преподавания на этом новом этапе обучения.
Наконец, сейчас, возможно, наступает самое время заглянуть в будущее и поразмышлять, каким будет образование через 5, 10 или даже 25 с лишним лет.
Как мы будем учиться? Где мы будем учиться? И с кем, если будет с кем, вместе мы будем учиться? В заключение своего доклада Профессор Бонк расскажет об инновациях в образовательных технологиях, подходах в преподавании, а также возможных местах и пространстве для обучения. Эта часть будет включать прогнозы на будущее, например, об обучении с использованием роботов-партнеров для совместной работы в команде, возможностей обновления энциклопедических знаний, а также подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации по теории Эйнштейна, о развитии супер-наставничества в режиме онлайн, организации классных комнат в формате кафе, создании образовательной среды и многом другом. Станет ли это эволюцией или революцией? Профессор Бонк оставляет решение на усмотрение аудитории.

 

Джейсон БРАУНЛИ

Техасский университет, США

Каковы причины провала демократии и наступления авторитаризма в период с 1989 по 2018 гг.

Можно ли считать, что мир вступил в эпоху авторитаризма? На этот вопрос сложно дать четкий ответ, поэтому ученым и обывателям остается лишь строить предположения, насколько сильно современные сторонники жесткого курса управления и популисты угрожают западным и развивающимся демократиям. В этом докладе рассматривается тщательно проработанная версия неправительственной организации Freedom House о двойственности оценки выборной демократии в период с 1989 по 2018 гг. На основе этих данных ставится вопрос: 1) Участились ли провалы демократии в течение последнего десятилетия? 2) Приводят ли эти провалы к наступлению устойчивого авторитаризма? При ответе на оба вопроса имеющиеся первоначальные данные не оправдывают прогнозы о росте волны авторитаризма. В докладе рассказывается о результатах тестов, основанных на серии экономических и институциональных предсказаний о наступлении авторитаризма в странах с выборной демократией.

 


Мишель Дж. ГЕЛЬФАНД

Мэрилендский университет, США

Тайная жизнь социальных норм

За прошедшее столетие мы занимались исследованиями солнечной системы, расщепили атом и опутали всю Землю сетевыми коммуникациями, но тем не менее, несмотря на все наши технические достижения, нам потребовались огромные усилия, чтобы постичь нечто гораздо более важное: наши собственные культурные различия. Наблюдая широкое разнообразие культурных преобразований, люди веками полагали, что существует столько же объяснений причин таких преобразований и сдвигов, сколько и примеров. Исследование Мишель Гельфанд показывает, что многие культурные различия отражают простую, но часто невидимую разницу, которая заключается в силе социальных норм. Культуры, отличающиеся сдержанностью, имеют строгие социальные нормы и мало терпимы к отклонениям, в то время как свободные культуры имеют слабые социальные нормы и допускают многое. Сдержанность или свобода социальных норм могут быть не менее сложны для понимания, чем расшифровка надписей Розеттского камня. Это позволяет выявить аналогичные различительные модели на примере стран, государств, организаций, социальных групп и домохозяйств. На этой почве также возможны глобальные расхождения, так как причиной многих конфликтов, с которыми мы сталкиваемся, является структурное давление, вызываемое напряженностью от недопонимания сдержанности или свободы принятых норм. Изучая культуру с целью выявить динамику принятых норм, мы можем обнаружить новые модели в истории, понять некоторые из наиболее сложных тенденций и событий сегодняшнего дня, а также увидеть наше собственное поведение в новом свете. В время глубокого политического конфликта и при наступлении стремительных социальных изменений этот пример показывает, что существуют способы для предотвращения безумия, и что умеренность, которая призывает нас избегать крайностей, сейчас необходима, как никогда раньше. 


Гер ГРЕЙС

Высшая школа экономики, Кидзания, Соединенное Королевство

Как подготовиться к цифровой эре? Цифровая грамотность через неформальное образование

Социальная мобильность детей в 21 веке является ключевой темой мировой образовательной повестки дня. Цифровое образование может и должно сыграть значительную роль в решении этой задачи. Весомые усилия лидеров образования делают возможным создание реальной образовательной экосистемы, которая включала бы в себя широкий сектор неформального образования на основе инноваций в обучении и образовании. Быстро развивающийся рынок неформального образования становится одним из основных источников цифровых инноваций и преобразований, которые реализуются в традиционных форматах онлайн-обучения и обучения с элементами развлечения. Неформальное образование также является не только средой для цифровых образовательных возможностей, но также позволяет обновлять содержание образования, интегрируя задачи цифровой эпохи, потребности участников образовательного процесса и реального рынка. В связи с этим изучение опыта провайдеров становится критически важным для понимания процессов реальной цифровизации среды и смыслов. Глобальная образовательная стратегия компании KidZania включает практический подход к образованию, основанный на опыте, а также Мозговой центр, школы амбассадоров и сотрудничество с отраслевыми партнерами; очень важно уделять внимание внедрение практик на местах и в соответствующем контексте, а также оценкам. Дискуссия о преимуществах цифровых форматов в образовании сейчас актуальна как никогда. Существует широкий спектр исследований о положительных эффектах обучения и STEM-образования (в области точных наук), особенно связанных с мотивацией детей и их более активным вовлечением. Однако, в настоящее время недостаточно внимания уделяется контенту, который помогал бы детям познакомиться с реальным цифровым жизненным опытом, поскольку слишком много усилий сосредоточено на теории, а не на ее практическом воплощении. Образовательные центры с элементами развлечения, новые научные музеи и парки компании KidZania, среди прочего, работают над заполнением этих пробелов.
Подход компании KidZania к образованию с элементами развлечения повышает жизненные шансы детей на успех благодаря целенаправленным и новаторским способам взаимодействия с предприятиями частного сектора, включая цифровые подходы, а также дает им практический опыт в мире образования и развлечений, открывая пути к устойчивому социально ответственному подходу в партнерствах, который подразумевает отдачу от участия вместо отдачи от инвестиций. Важным фактором и точкой соприкосновения между исследователями и практиками является современная глобальная школьная и образовательная среда, пробелы в их взаимодействии, ценность обучения на основе опыта и их взаимосвязь с цифровизацией, будь то на пользу или во вред. Можно ли считать, что цифровой формат всегда лучше? Однако, чтобы двигаться в правильном направлении для всех детей, мы должны помнить о социально-экономических и социально-культурных контекстах, которые индивидуальны для конкретных детей.
У нас есть возможность понять это абсолютно правильно … или наоборот. Поможем ли мы глобальной демократизации образования или, напротив, увеличим разрыв между «иметь» и «не иметь», между «знать» и «не знать» и «можно и нельзя»?

 


Рональд Ф. ИНГЛХАРТ

Мичиганский университет, США

Ускорение секуляризации: переход от норм, ориентированных на поощрение рождаемости, к нормам индивидуального выбора

Еще в двадцатом веке ведущие общественные мыслители считали, что религиозные убеждения будут терять силу по мере распространения научных знаний и рациональности по всему миру. Рост фундаменталистских движений во многих странах и возрождение религиозности в большинстве бывших коммунистических стран продемонстрировали, что религия не исчезает, и даже возникают призывы к «глобальному возрождению религии». Самый весомый из недавних вызовов тезису секуляризации, а именно теория религиозных рынков, заключается в том, что официальные церкви превращаются в самодостаточные монополии, однако, конкуренция между церквями повышает уровень участия в религиозной жизни. Норрис и Инглхарт (2004) предложили альтернативу ранее сформулированной версии, акцентирующей когнитивные факторы в теории секуляризации и теории религиозных рынков, утверждая, что в силу незащищенности люди нуждаются в предсказуемости абсолютных правил традиционной религии, но по мере того как их выживание становится более безопасным, уменьшается массовый спрос на религию. Эта работа демонстрирует, что в последние годы темпы секуляризации не только сохранились, но и ускорились в большей части мира, в основном из-за двух взаимосвязанных культурных изменений: (1) Укрепление экзистенциальной безопасности приводит к снижению спроса на религию, поскольку уязвимые люди заинтересованы в предсказуемости и абсолютных правилах традиционной религии. Другой фактор не менее важен: (2) переход от норм, ориентированных на поощрение рождаемости, к нормам индивидуального выбора. Практически все мировые религии насаждают нормы в пользу рождаемости, которые необходимы обществу для выживания в условиях высокой детской смертности и низкой продолжительности жизни. Эти нормы требуют от людей подавления сильных естественных побуждений, но в силу того, что младенческая смертность снизилась до минимальной доли от своего прежнего уровня, а ожидаемая продолжительность жизни почти удвоилась с 1890 года, они больше не нужны для выживания. Преодолев отставание во времени между поколениями, нормы, поощряющие рождаемость, подчеркивающие традиционные гендерные роли и отвергающие любое сексуальное поведение, не связанное с репродуктивностью, уступают место нормам индивидуального выбора, которые поддерживают равенство полов и терпимость в отношении развода, абортов и гомосексуализма. В большинстве стран это приводит к разрушению традиционных религиозных мировоззрений, существовавших веками. Однако, крах марксистских систем мировоззрения оставил после себя духовный вакуум в сообществах граждан большинства бывших коммунистических стран, который заполняется национализмом и растущей религиозностью, что опять приводит к акцентированию традиционных норм для поощрения рождаемости.


Бернар КОРНЕ

Журнал по математической экономике, Франция

Финансовые рынки с хеджированием рисков

В настоящей работе рассматриваются безарбитражные финансовые рынки, колебания на которых отражаются в спредах между курсами покупателя и продавца. Работа посвящена изучению важного класса рынков, где дополнительно применяется хеджирование рисков. Достаточно долгое время экономисты полагали, что совершенная комплементарность формально выражается в субмодулярности (противопоставленной, соответственно, супермодулярности) или в уменьшающейся (увеличивающейся) разнице значения функций стоимости (полезности). Таким образом, инструменты хеджирования рынка реализуются за счет комплементарности цены его хеджирования и / или цены суперхеджирования таким же образом, как и стратегические дополнения функций выигрыша агентов / участников в теории игр; см. работы (Bulow, Geanakoplos, Klemperer,1985). Наш первый тезис демонстрирует, что цена хеджирования рынка с обращением независимых рыночных ценных бумаг на основе разницы курса покупателя и продавца является субмодулярной и осуществляется по четкой формуле, которую можно трактовать, как сумму "обобщенного" конвексного интеграла Шоке (Choquet) и модульного компонента. Кроме того, цена хеджирования «в общем» выражается обобщенным конвексным интегралом Шоке, поскольку второй компонент равен нулю «в общем случае». Таким образом, для рынка с обращением независимых рыночных ценных бумаг на основе разницы курса покупателя и продавца многоуровневая модель Гильбоа и Шмейдлера (Gilboa and Schmeidler, 1989) «в общем» совпадает с прогнозируемой полезной моделью Шоке и Шмейдлера (1989) в том смысле, что неаддитивная вероятность с нейтральным риском, ассоциируемая с интегралом Шоке, способна суммировать информацию о наборе стандартных вероятностей с нейтральным риском.
Во-вторых, мы рассматриваем класс рынков с хеджированием рисков или с субмодулярной ценой, что представляется эквивалентным явлением. Такие рынки с хеджированием после нормализации соответствуют расхождениям по опционам «колл» и «пут», рассмотренным такими авторами, как Chateauneuf, Kast, Lapied (1996), а также подтвержденным эмпирическими исследованиями. Кроме того, при изменении определения паритета, как это сделано в работах таких авторов, как Cerreia Vioglio, Maccheroni, Marinacci (2015), паритет опционов «пут» и «колл» сохраняется для рынков с обращением независимых рыночных ценных бумаг на основе разницы курса покупателя и продавца (или дополнительными инструментами хеджирования). Это происходит по той причине, что понятие обобщенного интеграла Шоке, использованное в данной работе, эквивалентно понятию интеграла Шоке по пространству Рисса (Riesz), введенному у таких авторов, как Cerreia-Vioglio, Maccheroni, Marinacci, Montrucchio (2015b).

 


 Юрай НЕМЕЦ

Европейская ассоциация по аккредитации в области государственного и муниципального управления, Чешская Республика

Факторы, определяющие эффективность государственных закупок в Словакии (а также в странах Центральной и Восточной Европы в целом)

В презентации будут рассмотрены основные факторы, приводящие к неэффективности в системе государственных закупок Словакии. Как показывает наш опыт, результаты в полной мере актуальны для всех стран Центральной и Восточной Европы (включая общие проблемы и распространенные ошибки). Данные были получены с помощью как вторичного, так и первичного исследования в форме анкетирования подрядчиков, выступающих от лица государственных органов, и поставщиков, а также интервью с экспертами. Были получены следующие результаты. Первым критическим фактором является чрезмерная бюрократизация в сфере государственных закупок, в том числе влияние частых законодательных изменений, поскольку это создает чрезмерные транзакционные издержки. Словацкое законодательство о закупках пересматривалось 35 раз за десятилетие после 2006 года, и в такой ситуации обеспечить эффективность закупок довольно проблематично. Наше исследование показало, что в 2017 году 68% подрядчиков и 59% поставщиков указали на чрезмерную бюрократию как одну из трех главных проблем эффективности в системе закупок Словакии. 56% подрядчиков также назвали в качестве причины частые изменения в законодательстве. Во-вторых, коррупция и другие этические проблемы повышают стоимость закупок и могут повредить их качеству. Результаты нашего опроса 2017 года показывают, что 56% подрядчиков называют коррупцию и нарушение этики в качестве причины неэффективности. Кроме того, 49% поставщиков назвали в качестве причины коррупцию, а 59% - нарушение этических норм. В-третьих, ограниченная конкурентоспособность, которая проявляется в виде слишком малого числа участников тендера, означает, что возможная экономия упущена. 16% подрядчиков и 8% поставщиков назвали отсутствие конкуренции как основную угрозу эффективности. Наконец, чрезмерное использование критерия выбора, исходя из самой низкой цены на услуги и работы, может отрицательно сказаться на качестве и привести к непрозрачным отношениям между закупщиками и поставщиками. 29% поставщиков выбрали плохой контроль качества как одну из трех главных проблем.


 Артур С. ПЕТЕРСЕН

Университетский колледж Лондона, Великобритания

Преодоление неопределенности и невежества в науке, религии и государственной политике

Преодоление неопределенности и невежества вдохновляет тех, кто посвятил себя таким различным видам практической деятельности, как наука, религия и государственная политика, несмотря на все трудности. Каким образом эти виды практической деятельности, соответственно, помогают преодолевать неопределенность и невежество? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю философию культуры, которая основана на трансцендентальном натуралистическом подходе, который предлагает меры коррекции научного натурализма наряду с открытостью к разнообразным ценностям. Я привожу примеры того, как эта философская структура помогает интерпретировать некоторые из предположительно имеющихся проблем современности, в частности: религиозное разочарование по отношению к природе, научное неверие во множественность ценностных перспектив и пренебрежение несовременными взглядами в государственной политике.


Гаральд ХАГЕМАНН

Гогенгеймский университет, Германия

Василий Леонтьев и его германский период

Василий Леонтьев (1905-1999) переехал из Ленинграда в Берлин в 1925 году, где получил докторскую степень (PhD) после защиты диссертационной работы на тему «Экономика как кругооборот» в 1928 году, которая “прозвучала как первый такт увертюры к его «Экономической теории «Затраты-выпуск»» (Samuelson). В период с мая 1927 года по лето 1931 года он работал в Кильском институте мировой экономики, где он вначале занимался составлением кривых спроса и предложения на основе статистических данных. В результате были написаны две его основные научные работы, а также проявились острые противоречия с теорией Рагнара Фриша. Труды Леонтьева о последствиях технологических изменениях 1980-х годов на состояние трудовой занятости также имеют корни в его работах, написанных в Кильский период.


Йонг Ши

Колледж информационных наук и технологий, Китайская академия наук, Китай

Анализ больших данных: Теория и применение

Большие данные стали реальностью, которую никто уже не может игнорировать. Большие данные являются обычной средой всегда, когда нам необходимо принимать решения. Большие данные постоянно на слуху, и всем понятна их значимость. Большие данные создают широкие возможности для использования в научных, отраслевых и государственных целях. Таким образом, Большие данные представляют собой серьезный вызов для всех сторон. В докладе будет обсуждаться ряд вызовов, возникающих при анализе Больших данных, а также речь пойдет о науке о данных и научных исследованиях на основе Больших данных. Кроме того, будут приведены несколько примеров практического применения Больших данных.


ПРИГЛАШЕННЫЕ ДОКЛАДЧИКИ

Кристиан ВЕЛЬЦЕЛЬ

Университет Люнебурга, Германия

Cool Water, но не западная церковь: истинный фактор развития групп WEIRD

Следуя подходу, предложенному в теории Вебера, авторы (Schultz and Henrich et al.) в своей широко цитируемой работе заявляют, что корень развития эмансипации в западной цивилизации обнаруживается в отношении западной церкви к вопросам брака и, в частности, речь идет о запрете католической церкви на браки между двоюродными братьями и сестрами. Как следует из работ коллектива авторов (Schultz and Henrich et al.), запрет на заключение браков между двоюродными братьями и сестрами придал западной цивилизации индивидуалистически-эгалитарную ориентацию, которая и сделала возможными все эмансипационные достижения Запада, включая массовое процветание, всеобщее образование и либеральную демократию. В противовес такой логике мы выдвигаем аргумент, что в объяснениях развития общества в рамках теории Вебера причины и следствия меняются местами. В действительности мы показываем, что эмансипационная ориентация западной цивилизации берет свое начало в экологически закрепленных предпосылках, а именно в том, что мы называем условием Cool Water. Геоклиматические особенности, характеризующие состояние Cool Water, послужили в качестве стимула для развития эмансипационной ориентации, которая затем действовала как решающая сила в эволюции религиозных доктрин, которые в дальнейшем образовали основу экологически мотивированной эмансипационной ориентации. Чтобы доказать этот тезис, мы воспроизводим модели, предложенные коллективом авторов (Schultz and Henrich et al.), и показываем, что значение переменной, на основе которой они предпочитают строить свои логические объяснения, а именно роли западной церкви, несколько снижается, если использовать в измерениях предложенное нами условие Cool Water. В заключение, мы утверждаем, что социологи склонны недооценивать роль природных условий в развитии общества.


Марек ДОМБРОВСКИ

Высшая школа экономики, Россия, Институт Брейгель, Бельгия

Факторы, определяющие темпы роста российской экономики в долгосрочной перспективе

За десятилетие в 2010-х годах темпы экономического роста в России замедлились до годового уровня, который составил меньше 2%. Согласно большинству прогнозов, это станет новым «нормальным» показателем для российской экономики, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Несмотря на то, что эти прогнозы разочаровывают с политической и социальной точки зрения, такое замедление роста неизбежно по причине неблагоприятных демографических тенденций. Сокращение населения трудоспособного возраста в сочетании со старением населения должно привести к более низким темпам роста по сравнению с периодом, когда население трудоспособного возраста все еще увеличивалось, а последствия старения населения были ограничены (в десятилетие 2000-х годов). Несмотря на то, что компенсационные меры, такие как постепенное увеличение пенсионного возраста и открытая политика в области трудовой миграции, являются экономически позитивными, они могут лишь частично смягчить негативные последствия сокращения рабочей силы в стране.
В этом отношении Россия не отличается от других европейских и некоторых азиатских стран. Однако демография и сокращение предложения на рынке труда не могут в полной мере служить объяснением низкого потенциала роста. Еще одной причиной является стагнация общей производительности производственных факторов. Это результат плохого делового и инвестиционного климата, сложностей, испытываемых на пути к диверсификации, призванной снизить доминирующую роль углеводородного сектора, а также ухудшения политических и экономических отношений с США и ЕС, которые ограничивают возможности торговли, инвестиций и инноваций. Для стимулирования своего потенциального роста России необходимы комплексные экономические и институциональные реформы, которые, в свою очередь, будут обусловлены политическими реформами и улучшением экономических и политических отношений России с США, ЕС и сопредельными государствами.

 


Рустам ИБРАГИМОВ

Имперский колледж Лондона, Соединенное Королевство

Предсказуемость доходности криптовалюты: подтверждение на основе устойчивых критериев

В докладе приводится сравнительное эмпирическое исследование предсказуемости доходности и цен криптовалюты с использованием эконометрически обоснованных логических выводов на основе устойчивых критериев. Мы представляем надежный эконометрический прогнозируемый анализ регрессии на основе факторов, которые были предложены такими авторами, как Liu и Tsyvinski (2018), в качестве полезных прогностических параметров для оценки доходности криптовалюты, включая инерционность криптовалюты, факторы фондового рынка, аналог индекса цены и дивидендов, а также показатель тенденций изменения внимания инвесторов, представленный Google. Из-за свойственной ей неоднородности и зависимости доходности от различных факторов, а также других динамических рядов на финансовых и криптовалютных рынках, мы предоставляем прогнозируемый анализ регрессии, подготовленный с использованием стандартных погрешностей, учитывающих непостоянство дисперсии случайной ошибки регрессионной эконометрической модели (HAC). Далее будет представлен прогнозируемый анализ регрессии с использованием недавно разработанных статистических подходов на основе устойчивых критериев t-статистики (Ibragimov and Mueller, 2010, 2016). Используемые устойчивые критерии основаны на t-статистике применительно к группам оценок по параметрам прогнозируемого анализа регрессии и не требуют последовательной оценки их предельных отклонений, как в методах HAC. Было доказано, что эти подходы обеспечивают привлекательную конечную производительность выборки для динамических временных рядов, панельных, кластеризованных и пространственно коррелированных данных, проявляющих такие признаки, как неоднородность, автокорреляция и зависимость в значительной степени неизученной форме, которые типичны для реальных финансовых и экономических рынков. Мы приводим сравнения оценок на основе устойчивых критериев прогнозируемого анализа регрессии между различными криптовалютами и соответствующими рисками и факторами. В целом, количество существенно важных факторов уменьшается по мере использования более надежных t-тестов, а статистические подходы на основе устойчивых критериев, по всей видимости, работают лучше, чем t-тесты, основанные на стандартных погрешностях модели HAC, в смысле получения полезных экономических выводов, которые можно интерпретировать. Результаты, представленные в докладе, подчеркивают важность использования подходов на основе устойчивых критериев при проведении анализа разнородных экономических и финансовых данных, имеющих зависимость от различных факторов.



Ханс Петер КРИСИ

Европейский университетский институт, Италия

Происходит ли кризис демократии в Европе?

В презентации рассматриваются текущие дискуссии о кризисе демократии в Европе в свете ряда эмпирических данных о долгосрочных тенденциях и их проявлении в партийных системах стран Европы. Это свидетельствует о том, что разговоры о кризисе во многом преувеличены. Я представлю аргументацию в трех частях. В первой части будет представлена точка зрения граждан и поставлен вопрос, придерживаются ли они принципов демократии, и как они оценивают демократию в Европе. Фактически, они в значительной степени поддерживают принципы, но очень критически относятся к тому, как они в настоящее время реализуются в их собственной стране. Во второй части я представляю точку зрения избирателей и обсуждаю рост популизма в Европе. Признавая рост популизма, я предлагаю интерпретировать его с осторожностью. В частности, необходимо различать две силы, на которые он опирается, а именно долгосрочные структурные изменения в обществе и политическое недовольство. Наконец, я перехожу к рассмотрению точки зрения элит, то есть к вопросу о том, что происходит, когда популисты приходят к власти. Здесь мы обсудим пять факторов, которые служат для ограничения угрозы, которую представляют собой популисты во власти, а именно институциональные, партийные, международные, рыночные ограничения, а также ограничения, диктуемые гражданами. По моим общим оценкам, состояние демократии в Европе таков, что есть повод для беспокойства, но нет повода для паники.


Алис ПЕЗАР

Парижская школа международных отношений, Франция

 

 


Рассел ПИТТМАН

Министерство юстиции Соединенных Штатов Америки, США

Новая политическая экономика в реструктуризации мирового железнодорожного транспорта

За несколько последних десятилетий мир перешел от железных дорог, монополия на которые принадлежала государству, к чему-то другому - но к чему именно? Реформаторы 1980-х и начала 1990-х годов, как правило, соглашались с рекомендациями экономистов, что железные дороги имеют сходство с электроэнергетикой, телекоммуникациями и другими отраслями, представляющими собой «естественные монополии», в которых механизмы владения и эксплуатации сети потенциально должны полностью исключать любую конкуренцию, что оставаться монополией - как правило, государственной «естественной монополией». Небольшая группа несогласных выступила против такой «модели» реформ, во всяком случае, как это всегда бывает в подобных ситуациях; в качестве причин недовольства, они подчеркнули утрату вертикальной экономии, получаемой за счет отделения контроля над поездами от контроля над инфраструктурой. Дальнейшее обсуждение будет сосредоточено частично на базовом вопросе касательно целей реформы: эффективность? конкуренция? участие частного сектора? что-то другое? В заключение я остановлюсь на текущем состоянии подобных обсуждений в Российской Федерации и Украине, а также на их сравнении с положением в США и Мексике.


Артем ПРОХОРОВ

Бизнес-школа Сиднейского университета, Австралия


 


 Ян ТОПОРОВСКИ

Лондонский университет, Великобритания

Изменения во взглядах Оскара Ланге на экономическое развитие России

Россия оказала решающее влияние на взгляды Оскара Ланге. Он родился на территории Польши, на тот момент входившей в состав Российской Империи, и с большим интересом следил за событиями в России. Несмотря на то, что Оскар Ланге поддержал Октябрьскую революцию, он выступал с критикой централизованной системы экономического управления, которая была принята в Советском Союзе в конце 1920-х годов на пути к индустриализации страны. Руководствуясь этими суждениями, он принимал участие в дебатах о расчетах, по которым следовало вести социалистическое хозяйство в 1930-х и 1940-х годах. Его взгляды изменились с наступлением Второй мировой войны, когда он выступал за тесное сотрудничество с СССР. В 1948 году он возглавил инициативу по роспуску Польской социалистической партии и разрыву ее союза с Польской рабочей партией. Это было поводом, чтобы отказаться от ранее высказанной им критики советского планирования. После того, как в 1952 году была опубликована книга И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», Оскар Ланге вернулся к прежним идеям рыночного социализма.


Анна ФУРС

Университет Голдсмитс, Великобритания

Эфемерные искусства в мире науки 

На примере методов научно-обоснованной педагогики Анна Фурс покажет, как узкие научные специализации воздействуют на формирование учебного плана. Она объяснит, как следует понимать «Практику как исследование» в том виде, как ее понимают в образовательной системе Великобритании, а также расскажет о ряде сопутствующих актуальных проблем и о возможных инновациях. Анна Фурс приведет примеры из своих практических научных исследований, опыта научного руководства аспирантами в процессе написания диссертационных работ, а также составления учебных планов для программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Она коснется темы оценивания и некоторых других вопросов, затронутых в докладе, относительно сути эфемерных и совместно воплощаемых форм искусства.
В докладе Анны Фурс все идеи будут рассматриваться в контексте Британской системы совершенствования научных исследований (REF 2020) с точки зрения исследователя на материале публикуемых и создаваемых работ в ходе творческой деятельности, а также с позиции сопредседателя комитета Департамента по научным исследованиям, отвечающего за аттестацию и составление нормативной документации, предоставляемой REF от лица Департамента. В свою очередь, у REF имеются свои экономические интересы, поскольку материалы научных исследований, выполняемых департаментом и Колледжем, должны включаться в рейтинги учебных заведений Соединенного Королевства, что является симптомом возрастающей коммерциализации в условиях развития платного сегмента в высшем образовании. Наконец, будут рассмотрены критерии и терминология для определения передовых стандартов в этой отрасли научных исследований с точки зрения REF, а также, что следует понимать под понятиями «социальная вовлеченность» и «воздействие» в отношении таких тщательно продуманных результатов научных исследований. Кроме того, принимая во внимание возрастающий инструментальный подход к  стипендиям, исследованиям, педагогике и образованию, будет проанализирована целесообразность составления и реализации педагогических планов в такой социальной обстановке, которая характеризуется повышенной требовательностью к возможностям будущего трудоустройства. Если кратко, то Анна Фурс будет говорить о хрупкости художественного образования, и особенно об эфемерности его практической части, в нынешних социально-экономических условиях. Особый акцент будет сделан на его необходимости в глобальном масштабе как средства осмысления и изменения мира, а также на творческой работе педагогов по решению этих задач. 


Марк де ХААН

Центральное статистическое управление, Международная ассоциация исследований доходов и благосостояния, Нидерланды

Восемь лет стандартизации в области государственного учета природных ресурсов: Чему мы научились?

В 2012 году Системой эколого-экономического учёта (SEEA; seea.un.org) установлен международный статистический стандарт для оценки состояния окружающей среды и ее взаимоотношения с экономикой. Природные ресурсы, учитываемые Системой SEEA, включают водные, биологические, минеральные и энергетические ресурсы. Система SEEA предусматривает соответствующую классификацию и концепции для составления балансовых отчетов по каждой из этих категорий природных ресурсов с указанием количественных параметров. Далее методы оценки, предложенные специалистами SEEA для составления отчетности по природным ресурсам, также позволяют сделать оценку в денежных единицах. Отчетность по природным ресурсам в стоимостном отношении позволяет составить общее представление о чистой стоимости национального богатства. В то же самое время сокращение стоимости природных богатств вследствие их истощения будет отражено в отчетах SEEA как издержки производства. Последнего следует избегать в соответствии с рекомендациями Системы национальных счетов (SNA). С момента ее появления многие страны накопили практический опыт применения этой системы. Впоследствии в помощь пользователям была предложена экспериментальная система учета экосистемных активов (seea.un.org/ecosystem-accounting). В рамках этой лекции рассматриваются успехи и вызовы в области учета природных ресурсов. В докладе подробно рассматриваются такие острые вопросы, как установление экономической принадлежности (в отличие от юридической собственности), оценка рентных ресурсов, методы распределения ресурсной ренты и оценки ресурсов. Эти вопросы очень важны для целей экологического учета, но в последнее время они также представляют интерес с точки зрения предстоящих изменений, которые ждут Систему национальных счетов (SNA). В лекции также будет затронута тема будущих возможностей полной интеграции Систем SEEA и SNA.
 


Генри ХЕЙЛ

Университет Джорджа Вашингтона, США 

Переосмысление цивилизационной идентичности: Перспективы развития по восходящей на примере России 

К цивилизационной идентичности повсеместно взывают политики всего мира, но сильно дискредитировавшие себя первобытные претензии, с которыми она ассоциируется, оставляет ее удивительным образом малоизученной в современной социологии. Представляемое в докладе исследование доказывает необходимость переосмысления понятия «цивилизация», чтобы привести его в соответствие с нашими знаниями о социально сконструированном характере идентичности и познавательных целях, которым она обычно служит. Далее представлен подход для определения того, как рядовые граждане сами понимают призывы к цивилизационной идентичности, подобные тем, которые часто делают политики, а также даны новые данные опроса 2010-х годов о моделях цивилизационной идентичности в России и ее последствиях для политического поведения.


Пол ЧЕЙСТИ

Оксфордский университет, Великобритания

Анализ оценочной консолидации в России: данные, полученные на основе опросов в 1993-2018 гг.

В качестве темы разговора предлагается изучить степень консолидации общественного мнения по политическим вопросам в России за последнюю четверть века. В частности, мы рассмотрим вопрос, стали ли суждения граждан о политике в целом ряде проблемных направлений основываться не столько на принятых точках зрения, сколько исходя из интересов граждан, их социального положения и корпоративной принадлежности. Опираясь на данные опросов, которые проводились через равные промежутки времени с начала 1990-х годов, анализ показывает, что граждане России по-прежнему делают суждения на основе общепринятых на системном уровне взглядов в различных областях политики, а не исходя из своих интересов, социального положения и ожиданий. Тем не менее, сравнительный анализ также показывает, что они не уникальны в этом отношении. Результаты анализа указывают на необходимость пересмотра существующих теорий консолидации установочных оценок.